Украинские художники все лучше продаются на Западе

Работы современных украинских художников все чаще попадают на престижные западные аукционы. О буме говорить рано, но потенциальные звезды среди наших уже есть

"Проходите, только осторожно – головой не ударьтесь, – приглашает на экскурсию по мастерской в просторном подвале на Печерске художник Олег Тистол. – У меня самая комфортабельная мастерская в Киеве, есть душ и туалет". Стоит даже посудомоечная машина. "Стоила 200 евро. Но когда Тистол моет посуду, это обходится дороже, ведь он тогда не рисует", – шутит художник. Аргумент достаточно серьезный: картины Олега Тистола стоят недешево – счет идет на десятки тысяч долларов.

На февральских торгах дома Phillps de Pury & Co картина Тистола "Лампа" ушла за $26,225. На этом же аукционе, где выставлялись произведения Энди Уорхола, Дэмиэна Херста, Аниша Капура и других арт-звезд, продались полотна украинцев Винни Реунова Broadcast Recycle за $16 тыс. и Анатолия Криволапа "Луна над рекой" за $48 415.

Приобретают украинцев за рубежом не только отечественные коллекционеры. "Симон де Пьюри (президент аукционного дома Phillips de Pury & Company. – Фокус) купил несколько моих работ в свою частную коллекцию, а также работы Николая Маценко, Василия Цаголова и Арсена Савадова. На аукцион он отбирает картины знакомых художников", – рассказывает Олег Тистол о законах арт-рынка.

Прорвались

Об интересе западной публики к украинскому контемпорари-арту активно заговорили в 2007 году, после продажи на Sotheby"s фотографии Арсена Савадова из серии "Донбасс-Шоколад" и снимка Бориса Михайлова из серии "У земли". Правда, оба художника тогда попали в категорию "Российское искусство". Похожая ситуация повторилась спустя полтора года, когда появилась информация о продаже полотна "Оно" Ильи Чичкана на торгах аукционного дома Phillps de Pury & Co. Картину на аукцион, впрочем, выставил ее тогдашний владелец, поэтому сам автор на громкой продаже не заработал. Зато поднялись цены на остальные его произведения.

Новый виток в отношениях украинских художников с Западом произошел в июне 2009 года, когда аукционный дом Sotheby"s отобрал 18 работ современных авторов и выставил их на торги в категории "Российское и украинское искусство". Из представленных лотов ушла половина на общую сумму 250 тыс. фунтов, и о вторых подобных торгах эксперты Sotheby"s пока молчат. Спустя три недели после торгов Sotheby"s еще шесть украинских полотен были проданы на аукционе Phillps de Pury & Co.

В 2011 году после этого же аукциона участники украинского арт-рынка вновь заговорили о национальном прорыве. Дополнительный аргумент – предстоящие в конце весны торги Phillps de Pury в Нью-Йорке. "Вот эта картина туда поедет", – показывает Тистол уже аккуратно упакованное полотно с фирменной пальмой. Вместе с картиной Тистола в Нью-Йорк отправятся работы Реунова, Криволапа и Игоря Гусева.

На вопрос, изменилось ли отношение к украинскому искусству на Западе за последние годы, Олег Тистол рубит правду: "Я сейчас скажу страшную вещь. На Западе никогда не было отношения к украинскому искусству, оно там до сих пор не идентифицировано". Самому Тистолу, впрочем, это не мешает: его картины стали появляться в собраниях западных музеев еще 20 лет назад. Как и работы еще двух мастеров – Василия Цаголова и Арсена Савадова.

Наши там

Одесситку Оксану Мась застать в Украине оказалось сложно. Из Одессы художница летит в Москву, где ее знают даже больше, чем в Киеве, оттуда – в Венецию. Там Мась должна закончить работу над украинским павильоном – она будет представлять Украину на Венецианской биеннале-2011.

Молодым художникам, которые только собираются "рубить окна" в мир, Оксана советует чаще бывать на крупнейших мировых арт-выставках и "мыслить не украинскими масштабами, а планетарными". Она знает, о чем говорит: за многолетнюю карьеру Мась успела отметиться и в концептуальном контемпорари-арте, и в более понятном массовому зрителю салонном искусстве, граничащем с китчем. Результаты этой активности уже видны: художница востребована не только в России, но и на западном рынке. Ее интересы в Швейцарии, к примеру, представляет известная галерея Barbarian Art.

Много работают, неплохо продаются и практически живут за рубежом Борис Михайлов (в Германии), Арсен Савадов (в США) и Роман Жук (в Голландии). Востребованными в Америке оказались работы Жанны Кадыровой и Владимира Кузнецова – этих художников представляет открывшаяся в прошлом году в Майами Black Square Gallery. И в США, и во Франции активно выставляются и продаются Виктор Сидоренко и Антон Соломуха.

"Со стороны западных коллекционеров наблюдается спрос на современных украинских авторов, – говорит галеристка Татьяна Миронова. – Но ажиотажем и стабильностью он пока не отличается. Однако есть прогресс". Уверенность галеристки поддерживают недавние продажи: в Майами, к примеру, MironovaGallery продала "Левитацию" Виктора Сидоренко коллекционерам Соломону и Элизабет Гальски за $30 тыс., а работу Оксаны Мась из серии "Нанятые видеть сны" стоимостью $25 тыс. приобрела семья американских продюсеров Киршнер. С 30 марта по 3 апреля галерея выставит стенд на "Арт-Монако", а уже в ближайшем будущем собирается активно сотрудничать с аукционным домом Christie"s.

Застолбить территорию

"Когда мы говорим о западном коллекционере, прежде всего речь идет об инвесторе. А галереи консультируют этого инвестора и помогают ему формировать коллекцию", – рассказывает Анна Милашевич, недавно открывшая в США Black Square Gallery.

В Украине найти галерею, которая бы последовательно продвигала украинцев на Западе, сложно. В этом же направлении работает, например, PinchukArtCentre, но на некоммерческой основе. "Выход на международные аукционы был у некоторых львовских художников еще 20 лет назад, – говорит художник Анатолий Криволап. – Но это все носило эпизодический хаотичный характер. Все решает массив, а массива не было".

Чтобы создать массив, нужны галереи и арт-дилеры, которые будут работать с каждым художником индивидуально. "Работать" – означает вкладывать в него деньги, например, печатать его работы в ведущих арт-изданиях, возить на ярмарки и биеннале. "Очень важно на Западе провести грамотно организованную персональную выставку, которая должна длиться как минимум месяц-полтора. Все это выливается в большие инвестиции со стороны галереи, но иначе нельзя", – рассказывает Анна Милашевич. Ее Black Squre Gallery в начале апреля готовит открытие персональной выставки Жанны Кадыровой, в сентябре покажет работы Владимира Кузнецова и параллельно начнет сотрудничать с Алексеем Саем. "С украинскими художниками работать на первых порах убыточно, но мы на это идем, потому что видим потенциал", – объясняет свою позицию галеристка.

Не думает о быстрой прибыли и арт-дилер Игорь Абрамович. Он начинал с транспортировки произведений искусства, одновременно собирал свою первую коллекцию, сейчас представляет на Западе интересы Тистола, Реунова, Цаголова, Криволапа и еще нескольких украинских художников. "Сегодня моя цель – сделать украинское искусство узнаваемым на мировом арт-рынке, - говорит Игорь. – Я знаю, что когда-нибудь заработаю на этом первый миллион. И картины наших художников будут стоить $200–300 тысяч". У него уже есть план: в мае – большие нью-йоркские торги Phillps de Pury & Co, в июне – участие в Sotheby"s, в следующем году – большая выставка украинского искусства в престижной Saatchi Gallery.

Юлия Куприна, Фокус