Легкий старт. Как найти достойную работу, поступив в вуз

Найти будущего работодателя и начать карьеру со студенческой скамьи сегодня проще, чем кажется

На вопрос "Сколько ты зарабатываешь?" 25-летний Николай Сребнюк отвечает коротко: "Таких зарплат в Украине нет". Свою карьеру он начал на третьем курсе Тернопольского технического университета. "В то время у нас в вузе как раз начала работать программа IT-компании Cisco Systems, и я, естественно, туда записался", – рассказывает Николай. Компания Cisco Systems проводит бесплатные обучающие курсы по компьютерным сетям во многих технических вузах СНГ, а отбор лучших студентов проходит на олимпиадах Cisco – от регионального до международного уровня. Три года назад на международной олимпиаде в Москве Сребнюк занял 4-е место, и его пригласили в один из проектов компании.

Сейчас Николай живет в Киеве и занимается поддержкой сетей транснациональной корпорации. "Мой случай – не уникальный, – немного смущаясь, говорит Сребнюк. – Многие абитуриенты сознательно выбирают вузы, в которых есть программы сотрудничества с работодателями. Таких, как я, не десятки, а тысячи по всей стране".

Свои будущие кадры в ведущих технических вузах страны готовят и компании IBM, Microsoft, Schneider Electric, QNX Software Systems, АСКОН. Лишь в Академии Cisco, по словам инструктора программы Тараса Лобура из Тернопольского технического университета, обучение прошли не меньше 400 студентов, и для многих из них это стало трамплином в будущую профессию. Вслед за IT-компаниями, чьи проекты сотрудничества с вузами были одними из первых в Украине, в высшую школу потянулись и крупные украинские корпорации, в первую очередь – аграрного сектора.

Ровесник Сребнюка и выпускник того же Тернопольского технического университета Роман Мельник сделал карьеру в родном Тернополе. Он руководит отделом сохранения и доработки готовой продукции в агрохолдинге "Мрія", в его ведении находятся четыре элеватора и около десятка зерновых складов. Своим карьерным взлетом Роман обязан образовательному проекту "Школа агробизнеса", организованному агрохолдингом "Мрія" в Тернопольском университете. По сути, агрохолдинг создал свой аналог программы МВА (Master of Business Administration), и этот курс позволил Роману в сжатые сроки подготовиться к руководящей должности. "Лекции, тренинги, общение с иностранными экспертами агробизнеса, написание реальных бизнес-планов и исследование рынка – вот чем мы занимались", – объясняет Мельник.

Во многих украинских вузах в обучении преобладает теория. Совместные курсы с работодателями в таких случаях помогают студентам понять, какой будет их будущая профессия и чем им придется заниматься на практике.

Киевлянка Алина Кононова, поступив на кафедру технологии неорганических веществ и общей химии Национального технического университета "Киевский политехнический институт", с трудом представляла, в какой сфере будет работать. Выбрав направление "водоподготовка", она не ошиблась. Кафедра, на которой училась Алина, сотрудничает с отечественным производителем водоочистного оборудования и технологий "Экософт". Преподаватели вуза и технологи компании совместно создали факультативную программу, которая позволяет студентам ознакомиться с современными этапами водоочистки. "Обучение на кафедре было теоретическим, а в программе "Экософта" мы знакомились с конкретными технологиями", – говорит Алина.

В "Экософте" она начала работать на шестом курсе и прошла путь от менеджера до руководителя отдела по работе с клиентами. Трое из шести подчиненных Кононовой – выпускники кафедры, на которой она училась. "Человек с менеджерским образованием вряд ли смог бы работать в нашем отделе, – поясняет Алина. – Потому что мы не просто продаем оборудование, а подбираем под каждого клиента с учетом качества воды и технологий водоподготовки".

Образовательные программы работодателей позволяют решить не только проблему с качеством образования будущих кадров, но и сформировать команду, которая будет трудиться над совместными проектами в ближайшем будущем. В трубопрокатном цехе №5 компании "Интерпайп НМТЗ" бок о бок трудятся бывшие выпускники совместного проекта компании "Интерпайп НМТЗ" и Национальной металлургической академии Украины – "В будущее – вместе".

Инженер по планированию производства цеха 24-летний Игорь Запорожец и 25-летний инженер-технолог Алексей Овечкин попали в первый набор проекта "В будущее – вместе". В 2007 году, когда эту программу только запустили в академии, из нескольких сотен желающих конкурс прошли всего восемь человек. Студентов тестировали на уровень IQ, стрессоустойчивость, логику и профильные предметы. Вчерашние выпускники вуза сегодня вместе реализуют проект по повышению производительности цеха. И теперь уже к ним на практику приходят студенты программы "В будущее – вместе".

Ничто так не помогает оценить характер и способности потенциальных сотрудников, как преподавательская работа. Управляющий партнер группы компаний Advanter Group Андрей Длигач преподает в нескольких учебных заведениях и заодно формирует кадровый потенциал своих предприятий. "Я шел в вуз для того, чтобы как практик и теоретик помогать будущим экономистам формировать свою систему знаний", – рассказывает он Фокусу. За последние 15 лет в его компании поработало два десятка бывших студентов. Семь из них стали ядром команды. "Собственные ученики – это продолжатели твоих идей, это лояльные сотрудники, люди, понимающие тебя с полуслова", – подчеркивает Андрей.

Кадровый резерв

Помимо совместных программ с университетами, многие крупные компании решают свои кадровые задачи, приглашая студентов на стажировку. Такая программа для студентов четвертых-пятых курсов и недавних выпускников работает в компании JTI Украина. С 2007 года стажировку прошли 35 молодых специалистов, 25 стали сотрудниками JTI. Сейчас проходят стажировку еще четверо. "Программа рассчитана на 14 месяцев, ее главная особенность в том, что за это время молодой специалист может получить опыт работы в нескольких смежных отделах компании и на начальном этапе карьеры сформировать всестороннее представление о том, как работает бизнес. Таким образом, у стажера появляется возможность проявить себя в нескольких сферах, определить вектор развития на будущее", – говорит HR-директор JTI Александр Рудницкий.

В компании утверждают, что уровень подготовки студентов для начальных позиций вполне достаточный, а если стажер готов быстро и эффективно развиваться, его быстро обучат всем недостающим навыкам. "Некоторые сотрудники, пришедшие в компанию несколько лет назад в качестве стажеров, теперь занимают менеджерские позиции в различных отделах", – отмечает Александр Рудницкий успехи программы.

Анастасия Рингис, Фокус