Коктейль с молотом. Премьера на экранах Украины
В прокат выходит супергеройская драма "Тор" – вольные упражнения на тему скандинавских мифов ценой в $150 млн. Увидев такое, северные боги наверняка бы улыбнулись, а не разгневались
Интерес Голливуда к североевропейским божествам возник не на пустом месте. Некоторые из них появились в качестве персонажей в продукции комикс-империи Marvel Company еще в 1960-е годы. Такие герои, как Тор или Локи, уже давно обжили апартаменты знаменитой Вселенной Marvel – выдуманного мира, где обитают также более известные широкой общественности Железный Человек, Халк и Человек-паук. "Тор", снятый британцем Кеннетом Браной и основанный на одном из комиксов, – часть грандиозного замысла по погружению человечества в иллюзорный космос.
Между землей и небом
Поскольку это не экранизация, а игра воображения, было бы нелепо требовать от фильма строгих соответствий мифологическим первоисточникам. "Тор" склоняет их так, как считает нужным, и претензии по этому поводу мистеру Брана и его команде имеет право предъявить разве что сам глава северного пантеона Один.
Сюжетный механизм "Тора" раскручивается с помощью двух шестеренок. Первая из них вращается в небесах: там бог Один (Энтони Хопкинс) решает наказать родного сына-преемника Тора (Крис Хемсворт) за глупое самоуправство, отобрать у него могучий молот Мьелльнир и забросить на Землю. Сделав это, Один сильно устал и впал в глубокий сон, после чего власть в королевстве богов Асгарде захватил хитрец Локи (Том Хиддлстон) – приемный сын Одина. Вторая линия разворачивается на Земле: транспортировка Тора не проходит незамеченной для группы ученых, самой одержимой из которых оказывается астрофизик Джейн Фостер (Натали Портман). Джейн с Тором сходятся на почве любви к звездам и нежно посматривают друга на друга. Между тем брошенный Одином вдогонку молот застрял в земле в прериях штата Нью-Мексико, и его надо как-то выковыривать оттуда.
Посмеялись, и ладно
Ход событий в "Торе" только в пересказе напоминает по стилю сюжеты программы "Большая разница". На деле это вовсе не буффонада, а героико-лирическая история о том, что судьба Земли решается не только на самой Земле.
Происходящее наверху предельно серьезно: на фоне сияющего 3D-моста и клокочущей 3D-бездны разворачивается битва богов с великанами, которые норовят все превратить в лед. Гигантские рептилии, рукопашные схватки, ритуальные церемонии – почти все цифровое, но здесь не до шуток. Там же, где заземлился Тор, герои время от времени ломают комедию, но, что удивительно, это нисколько не отменяет драмы, разворачивающейся на небе. Мощный визуальный арсенал работает на идею. Брана знает, как сделать так, чтобы в дорогостоящей пыли от спецэффектов не утонула величественная драматургия. Впрочем, наверное, это естественно для режиссера, который еще в 1980–1990-х годах сделал себе имя на постановках шекспировских пьес.
Тузы с шестерками
За это умение адекватно соизмерять большое и мелкое североирландцу Брана можно простить все угодившие в его фильм шаблоны. И политкорректное присутствие среди скандинавских богов афроамериканца с японцем. И набор топорных мелодраматических приемов ("От моего бывшего осталось", – говорит, например, героиня Портман, давая Тору футболку, чтобы переодеться). И слегка раздражающую искусственность сцен с драками, где "хорошие" всегда побеждают малой кровью, а "плохие" долго целятся и никак не могут выстрелить. Хочется простить даже то, что Крису Хемсворту позволено куда чаще играть своей стероидной мускулатурой, нежели лицом.
Эта скука в "Торе" с лихвой компенсируется. Величавым и совершенно неузнаваемым в массивном гриме, по-настоящему матерым Энтони Хопкинсом, интересным актером Хиддлстоном, который сумел искусно изобразить Локи – самый сложный и неоднозначный характер в этой истории. Тем, что под громоздкой 3D-конструкцией тут обнаруживается фундамент из простых мудрых вещей (слоганом фильма могла бы стать фраза Одина: "Умный король не ищет войны, но всегда готов к ней"). И, наконец, тем, что Брана неожиданно беспощадно (как для такого крупноформатного продукта, рассчитанного на прибыль и любовь миллионов) обходится с амурной линией в финале: не всякому хватает смелости так открыто надругаться над ожиданиями зрительниц, пускающих слезу по эту сторону экрана.
Впрочем, никакой это на самом деле не финал. Вселенная Marvel еще не достигла своих границ и продолжает разрастаться. В очередной супергеройской бойне "Мстители", премьера которой запланирована на май будущего года, Тор снова взмахнет своим лихим молотом – и кому-то мало не покажется.
Игорь Панасов, Фокус