Свои в законе. Как воруют в России
В России налоговики и работники спецслужб безнаказанно крадут деньги из бюджета и тратят миллионы долларов на дома и машины. Правосудия они не боятся – пока ни одно громкое расследование не закончилось для них судом
Их имена заносят в черный список в США и Канаде, против них вводят санкции в Европе, расследования по их делу требуют британский премьер и американские сенаторы. Но в родных пенатах им бояться нечего: вместо приличного срока за разворовывание бюджетных денег обвиненные в мошенничестве чиновники получают очередное повышение по службе и теплое местечко в какой-нибудь хорошо финансируемой государством структуре. Даже если организаторам аферы случается запачкать руки в крови, они вполне могут рассчитывать на то, что следствие признает виновным их же жертву. Таких схем по всей России немало, но лишь некоторые становятся предметом международного скандала.
Дело Сергея Магнитского, аудитора и консультанта британского инвестиционного фонда Hermitage Capital Management, постоянно мелькает на страницах западной прессы. Его попытка расследовать обстоятельства кражи у фонда трех компаний, которые были оформлены на подставных лиц, зарегистрированы в определенной налоговой и использовались для незаконного возврата якобы переплаченного государству НДС, для самого Магнитского закончилась заключением в СИЗО и пытками, в результате чего он скончался.
Его друзья и коллеги с тех пор выкладывают всю имеющуюся у них информацию касательно этого дела на специально созданном сайте "Остановить неприкасаемых!". Там можно найти документы, подтверждающие наличие у организаторов и исполнителей аферы не совсем трудовых доходов. Так, начальница налоговой инспекции №28 Ольга Степанова, с санкции которой был разрешен и всего за сутки оформлен перевод денег подставным фирмам, вместе с мужем Владленом вдруг стала владелицей офшорных компаний. Она начала скупать дорогую недвижимость и машины, регулярно проводить отпуск за рубежом в местах, где эту недвижимость собственно и приобрела. Согласно информации американской финансовой газеты Barron"s, за последние 10 лет через руки Степановой благодаря отработанной коррупционной схеме прошло не менее $500 млн. Суммы, обнаруженные в ходе частного расследования коллег Магнитского, намного меньше, но и они впечатляют. На сайте "Остановить неприкасаемых!" можно найти документы, подтверждающие, что официально задекларированный доход Степановых был довольно скромным – всего $38 тыс. за 2006–2009 г. г. И вдруг на них обрушились блага, явно не соответствующие чиновничьему карману.
Мать Владлена Степанова, владельца небольшой строительной компании, оказалась собственницей земли в Подмосковье, на которой построен особняк в стиле модерн. Дом с домашним кинотеатром, винным погребом, бильярдной, домиком для гостей и прочими удобствами настолько хорош, что даже стал победителем на фестивале лучших загородных домов России. Стоимость участка оценивают в $12 млн., дома – в $8,2 млн. На счета двух обнаруженных офшорных компаний, оформленных Степановым, в общей сложности было переведено более 8 млн. евро. И эти трансферы состоялись как раз после таинственного возмещения налогов украденным у Hermitage фирмам. Сумма возврата превысила 120 млн. евро. Согласно документам, у Степановых также имеется вилла в Черногории в районе города Бар ($700 тыс.), особняк на искусственном полуострове в Дубае ($3 млн.) и квартиры в роскошном комплексе "Кемпински Пальм Джумейра Рисорт" стоимостью $4 млн. По некоторым данным, их соседями в "Кемпински" являются бывшие замы Степановой – Елена Анисимова и Ольга Царева. Бывшие налоговые чиновницы купили здесь квартиры, заплатив за них по $2 млн.
Еще один участник дела – подполковник МВД Артем Кузнецов, инициировавший дело против Магнитского. Начиная с 2007 года у его родителей вдруг появляются дорогие квартиры и земля в Подмосковье, жена покупает роскошный кабриолет и внедорожник. Семейство много путешествует. По данным расследования, на это Кузнецов потратил более $3 млн.
В фонде Hermitage утверждают, что общая сумма прикарманенных денег – около $230 млн. В российской прессе задаются вопросом: если столь скромные госслужащие могут позволить себе жить на широкую ногу, сколько же тогда имеют с теневых схем те, кто их придумывает и покрывает?
В так называемом "списке Магнитского", подготовленном американскими сенаторами, уже более 60 человек. Это и силовики, имеющие прямое отношение к его смерти, и налоговые чиновники, провернувшие аферу, и представители следственного департамента МВД, и прочие особы, которые использовали свое служебное положение и покрывали преступников. Но для российских чиновников санкции США не наказание: "На хрена мне та Америка? Я там не была и не собираюсь" – так прокомментировала свое занесение в список пресс-секретарь следственного комитета по делу Магнитского Ирина Дудукина.
Несмотря на тот факт, что президент РФ Дмитрий Медведев поручил провести проверку обстоятельств смерти Магнитского еще в конце 2009 года, пока специально созданная комиссия сделала немного. Она лишь вынесла вердикт о невиновности самого погибшего (именно Магнитского правоохранительные органы попытались обвинить в краже фирм у фонда Hermitage) и пришла к выводу, что его смерть наступила по вине следователя и врача, не оказавших вовремя медицинскую помощь заключенному. Но главные фигуранты дела, в частности налоговые чиновники, ранее признанные следствием потерпевшими по делу о незаконном возмещении НДС, пока устроены неплохо. "Обладательница вилл, квартир и швейцарских банковских счетов Ольга Степанова уже не работает в налоговой, – пишет в своем ЖЖ самый шумный борец с воровством из российского бюджета и популярный блогер Алексей Навальный. – Она работает в Рособоронпоставке. Веселой структуре, через которую должны пройти 19 триллионов рублей (470 млрд. евро в период с 2011 по 2020 гг. – Фокус) на перевооружение (российской) армии".
Яна Седова, Фокус