Маца-вестерн "Старикам здесь не место" выходит в украинский прокат
27 марта в украинский прокат выходит самый кровавый и самый лучший фильм братьев Коэнов «Старикам здесь не место»
"Старикам здесь не место" – это криминальная драма. Охотясь в пустыне, ветеран вьетнамской войны обнаружил место разборки наркоторговцев: десяток трупов, горки кокаина и кейс с двумя миллионами. Это триллер: решив оставить деньги у себя, он сам становится объектом охоты безжалостного киллера-психопата. Это вестерн, в котором есть все: подобающий ландшафт (юго-запад США), противостояние между хорошим и плохим парнем, стрельба, погони и полная беспомощность стражей закона. Нет только салунов и лошадей, и действие происходит не во времена заселения Дикого Запада, а в 1980-м.
В самой дотошной базе данных о кино – imdb еще полмесяца назад жанр "Стариков" обозначался как триллер, криминальная драма и вестерн. Однако сейчас, если вы зайдете на страницу фильма братьев Коэнов, слово "вестерн" спрятали в другое место. В полусотне тэгов среди "крови", "восьмидесятых", "наркотиков" и "киллера" можно встретить "неовестерн". Казалось бы, это слово может сгодиться для определения жанра многих неканонических вестернов вроде "Горбатой горы", "Мертвеца" или "Крепкого орешка". Но пока под этим грифом значится только один фильм – "Старикам здесь не место". По аналогии со спагетти-вестерном назовем эту картину первым в истории кино маца-вестерном.
Суши, спагетти, вестерн
Десятку лучших вестернов возглавляют три фильма итальянца Серджо Леоне. Снятые в испанской пустыне близ Альмерии, спагетти-вестерны сначала расценивались как пародии на классические сценки из жизни первых переселенцев. "За пригоршню долларов", "Хороший, плохой, злой", "Однажды на Диком Западе" – эти картины дали новую жизнь пообтрепавшемуся с начала прошлого века жанру. Герои Клинта Иствуда, Ли ван Клифа и Чарльза Бронсона ныне канонизированы и стали примером для нескольких поколений актеров, изображающих крутых парней с дымящимися револьверами в ловких руках.
Любопытно, что один из лучших спагетти-вестернов "За пригоршню долларов" является римейком картины японца Акиры Куросавы "Йохимбе". 35 лет спустя после Серджо Леоне появилась еще одна переделка этого японского фильма – "Одиночка" с Брюсом Уиллисом в главной роли. Общеизвестен факт, что классический американский вестерн "Великолепная семерка" – римейк "Семи самураев" все того же Куросавы. Справедливости ради надо отметить, что сам Куросава был страстным поклонником вестернов, особенно лент режиссера Джона Форда.
Сами братья Коэны и их бессменный оператор Роджер Декинс не отрицают влияние спагетти-вестернов на свой фильм, но по жестокости и мрачной атмосфере "Старикам" ближе вестерны Сэма Пекинпа. "Мне особенно вспоминался фильм Пекинпа "Принесите мне голову Альфредо Гарсия", – говорит Декинс. – Там герои живут по законам прошлого, и современный мир их не касается. В нем есть чувство вечности – пока в нее не вмешивается современность". Согласны с ним и Коэны: "Крутые парни на юго-западе стреляют друг в друга – это определенно из фильмов Пекинпа. Мы, конечно, знаем об этих параллелях".
В начале было слово
Кормак Маккарти – 74-летний писатель, долгое время прозябавший в безвестности. Только в 1992 году ему удалось опубликовать роман "Кони, кони" (на сегодняшний день это единственная книга Маккарти, переведенная на русский язык). Зато сейчас кто только не восторгается его романами. "Старикам здесь не место" увидел свет в 2003 году. А спустя 4 года Кормак стал обладателем Пулитцеровской премии за роман "Дорога". Опра Уинфри пригласила Маккарти к себе на передачу и попеняла старику за излишнюю жестокость и пессимизм. "В наше время многие не видят или не хотят видеть, как умирают люди, – ответил писатель. – Смерть была, есть и всегда будет вечной загадкой для каждого из нас. Не касаться этой темы, не говорить об этом – неправильно и очень странно".
Нашел роман Маккарти продюсер Скотт Рудин. Его знают в Голливуде как большого специалиста по экранизациям. Поднаторев в бродвейских театрах, Рудин перебрался на Западное побережье и сейчас заслуженно считается одним из самых влиятельных продюсеров. Ходят слухи, что Рудин скупает права на каждую книгу, которая попадется ему в руки.
Итак, Рудин предложил Коэнам взяться за экранизацию "Стариков". Те и не думали отказываться. Во-первых, мрачная, изобилующая убийствами и жестокостью проза Маккарти близка коэновской манере, взять хотя бы для примера фильм "Фарго" или дебютную картину братьев "Просто кровь". Во-вторых, последние фильмы Коэнов были, мягко говоря, неудачными. И они давно, со времен "Человека, которого там не было" (2001 г.), не снимают кино по собственным сценариям, берясь за экранизации и римейки.
Коэны отказались от "своих" актеров. В картине нет ни Джона Гудмана, ни Джона Туртурро, ни Френсис МакДорманд. "Когда мы писали собственные сценарии, – объясняет Джоэл Коэн, – то обычно придумывали роль под конкретного актера. Но здесь все по-другому. В "Стариках" персонажи уже были готовыми, и это наложило отпечаток на кастинг. Поэтому в фильме много актеров, с которыми мы никогда не работали".
"Хороший, плохой, злой"
Роль "хорошего" шерифа сыграл Томми Ли Джонс. Его персонаж не участвует в экшене, но неизменно попадает на место преступления первым. Мир вокруг него изменился, знакомые с детства места теперь кажутся ему чужими. "Нет, не для старых этот край" – так звучит первая строка стихотворения Роберта Йейтса, давшая название книге и фильму. Однако Джонс долго не соглашался. В своей жизни он сыграл немало шерифов, а два года назад сам снял в этих краях вестерн "Три могилы Мелькиадеса Эстрады". Актер согласился только из уважения к романам Кормака Маккарти.
"Плохой" у Коэнов – главная удача кастинга. Испанский актер Хавьер Бардем заслуженно получил "Оскар" за роль страшного киллера по имени Чигур. "Меня представили Коэнам на кинофестивале в Торонто, – вспоминает Бардем. – Они назвали меня латинским Ли ван Клифом, и я был польщен. Ведь когда я был маленьким, я любил спагетти-вестерны". Но когда испанец узнал, кого ему предстоит играть, он попытался отказаться:
– Я сказал им: "Послушайте, я совсем другой актер, я не умею водить машину, плохо говорю по-английски и ненавижу насилие". Они посмеялись и ответили: "Может быть, поэтому мы и пригласили тебя".
А "злого" сыграл Джош Бролин. Его персонажу представился случай умыкнуть у наркоторговцев пару миллионов. Он был отважен и храбр, но плохие парни упорно препятствовали его обогащению.
Как видим, диспозиция спагетти-вестерна у Коэнов изменилась. В их неовестерне не осталось места для ковбойского кодекса чести. Есть только бои без правил, и в достижении цели все средства хороши.
Настоящие индейцы
"Сейчас мы пишем сценарий для вестерна. С насилием, скальпами, повешением. Индейцы пытают людей муравьями, отрезают веки, – поделились творческими планами братья Коэны. – Это будет настоящий вестерн, действие которого происходит в 1870-х".
Скотт Рудин тоже не хочет расставаться с вестерном и романами Кормака Маккарти. На 2009 год запланирована премьера фильма-экранизации "Кровавый меридиан" о банде охотников за индейскими скальпами. Снимать картину будет признанный британский режиссер Ридли Скотт.
"Кровавый меридиан" – лучший роман Маккарти, по силе и глубине его сравнивают с "Моби Диком". Это сложное и противоречивое произведение, сочетающее несколько стилей. И, конечно же, это вестерн.
Ближайшие кинопремьеры в Украине
"4 месяца, 3 недели и 2 дня"Джордж Клуни снял романтическую комедию "Любовь вне правил". Дело происходит в начале 1920-х, когда футбол только начал превращаться в мощную индустрию. Сам Клуни играет опытного футболиста, открывшего для своей команды гениального новичка. Однако его успехами начинает интересоваться симпатичная спортивная журналистка, образовывается любовный треугольник.