Подводный трафик. Наркомафия Колумбии вооружилась подлодками
Колумбийские контрабандисты все чаще используют подлодки для трафика кокаина. На смену кустарным полупогруженным субмаринам теперь приходят полноценные суда, неуловимые для радаров и способные идти на большой глубине
Свой последний день в качестве наркокурьера Густаво Алонсо запомнил навсегда. Вместе с тремя другими членами экипажа и охранником из колумбийской наркомафии он теснился в небольшой субмарине площадью не более 15 кв. м, курсирующей вдоль мексиканского побережья. Подлодку обнаружил вертолет береговой охраны США. К этому времени наркокурьеры уже почти две недели болтались в море – их контактное лицо в Мексике опаздывало на встречу на четыре дня. На борту находилось 3,5 тонны кокаина, за которые, попади они на улицы американских городов, можно было выручить не менее $60 млн. На субмарине было так мало места, что члены экипажа с трудом могли встать в полный рост. Они коротали время за игрой в карты; единственным связующим звеном с внешним миром для них был торчащий над водой стеклянный купол субмарины. Когда появился вертолет, они предпочли не сопротивляться хорошо вооруженным американцам – шансов спастись с утлого судна посреди океана у наркокурьеров практически не было.
В свой первый рейс на рыболовной лодке Алонсо доставил по назначению 5 тонн кокаина. Он не раз слышал истории о том, как на одном из колумбийских островов в джунглях строят подлодки из стекловолокна.
"Когда я первый раз увидел такую подлодку, то испугался", – признается Алонсо. С десятью тоннами горючего на борту, запасом консервов, воды и 3,5 тоннами кокаина ему пришлось снова выйти в море. Субмарина была разделена на три сектора. Люк в носовой части вел в грузовой отсек длиной в метр. Пакеты с кокаином Алонсо и его подручные протаскивали туда на коленях. Резервуары с дизельным топливом располагались под крохотным отсеком, где спал экипаж. Ни освещения, ни туалетов на борту не было, зато имелся GPS-навигатор и радио. На такой субмарине, как только начинают работать двигатели, становится невыносимо жарко, рассказывает Алонсо, кислорода не хватает, а воздух наполняется оксидом углерода. "Ты постоянно чувствуешь, что задыхаешься", – вспоминает он. Каждые четыре часа субмарина сбрасывала скорость с 12 узлов (1 узел равен 1 морской миле в час. – Фокус) до четырех. В это время экипаж открывал люк ровно на одну минуту и запускал внутрь свежий воздух, после чего лодка снова набирала скорость. Пить приходилось много из-за жары, а зловоние от наполненных экскрементами резервуаров быстро стало невыносимым.
Те, кто соглашается работать курьером на подлодках, сильно рискуют. Нередко кустарные субмарины тонут – не всякая конструкция выдерживает путешествие по океану в полутора тысячах километров от берега. "Даже если в случае неполадки удастся выбраться наружу, ты окажешься посреди океана без спасательного жилета и лодки", – обрисовывает худший финал такого путешествия Алонсо.
Первые подлодки контрабандисты взяли на вооружение в середине 90-х. Тогда в руки колумбийской мафии попало немало советских субмарин. Но вскоре наркобароны наладили собственное производство небольших подлодок. Строить суда стали в джунглях. Сегодня контрабандисты располагают целым флотом подобных полупогруженных лодок. Они идут на небольшой глубине, в нескольких метрах от поверхности, их невозможно обнаружить с помощью радара. Над водой находятся лишь выхлопная и воздухозаборная трубы. Вычислить субмарину можно только при помощи приборов, улавливающих тепло от выхлопных газов. Но и с этим недостатком конструкции наркомафия научилась справляться: к корпусу субмарин стали прикреплять тонкие трубки, и теперь выхлопные газы выводятся прямо в воду.
В нескольких километрах от берега курьеров встречают на быстроходных катерах, которые доставляют товар на берег. Субмарину, как правило, топят, а экипаж отправляется домой. Гонорар за одно такое путешествие составляет от $30 тыс. до $100 тыс. При этом килограмм кокаина в Колумбии стоит около $2,5 тыс. Но в США и Европе его продают по $30 тыс. По некоторым данным, в наркобизнес так или иначе вовлечены 5 млн. колумбийцев.
Представители американской морской разведки сравнивают охоту на субмарины с патрулированием страны на трех машинах. Неудивительно, что впервые кустарную подлодку обнаружили в 160 км от побережья Коста-Рики в 2006 году. Теперь, несмотря на все усилия, власти вылавливают не более 14% подобных субмарин. Но в колумбийских джунглях ежегодно на замену конфискованным строят несколько десятков новых судов. На это уходит $500 тыс. и три месяца работы. Считается, что более 30% всего кокаина вывозят из Колумбии именно с помощью полупогруженных лодок. В прошлом году впервые береговой охране попалась полностью погружающаяся субмарина. Правоохранительные органы уверены, что наркомафия будет и дальше совершенствовать подобные плавсредства. Даже если придется выкладывать за полноценную субмарину до нескольких миллионов долларов, она в случае успеха операции окупит себя с лихвой.
Яна Седова, Фокус