Шоу мэнов. Современный спорт живет по законам шоу-бизнеса
Телевидение, пиар-технологии и частые изменения в правилах превращают спорт в шоу-бизнес, а спортсменов – в шоуменов
16 млн. евро заработает УЕФА на финальном матче Лиги чемпионов 28 мая в Лондоне между "Барселоной" и "Манчестер Юнайтед". Ожидается, что матч посмотрят более 200 млн. телезрителей (поединок будут снимать 70 телекамер), а также 86 тыс. болельщиков на стадионе "Уэмбли", которые выложили рекордные для ЛЧ суммы за билет – от 150 до 300 евро (перекупщики продают в 10 раз дороже). Ажиотаж перед главным событием сезона нагнетает и футбольный фестиваль, стартовавший за неделю до игры.
На смену классическому лозунгу "Быстрее, выше, сильнее" пришел другой – "Дороже, зрелищнее, эффектнее". Масштаб и красочность шоу независимо от результата поединка должны заставить зрителя снова прийти на трибуны или посмотреть трансляцию. Ради этого спортивные функционеры охотно меняют правила, телевизионщики проявляют чудеса фантазии, а самих звезд спорта раскручивают по последнему слову пиар-технологий.
У телевизора – как на стадионе
– Главное в соревновании – это конфликт, – объясняет спортивный телеменеджер Семен Случевский. – Телевидение показывает этот конфликт во всех подробностях, эмоционально и с комментариями. Сегодня выросло поколение болельщиков, которые не часто посещают стадионы, зато регулярно смотрят трансляции. В Украине таких 70% от общего числа интересующихся спортом.
Дмитрий Журо – один из них. По его словам, возможности ТВ практически стирают разницу между просмотром трансляции и посещением стадиона.
– Я редко хожу на стадион – не люблю толпы, не хочу заморачиваться, как достать билеты, – говорит Дмитрий. – Но постоянно смотрю футбол и бокс по телевизору. И не сказал бы, что теряется эффект присутствия. Если телевизор хороший, и в кресле чувствуешь себя, как на трибуне. Картинка сейчас очень качественная, все самые красочные моменты можно посмотреть в повторе с любых ракурсов и в замедленной съемке – видно, как шевелятся травинки газона. Атмосферу на стадионе отлично передают, а все тонкости происходящего объясняют комментаторы.
Благодаря миллионам телеболельщиков, продажи прав на трансляцию стали главным источником доходов от соревнований. Например, за показ чемпионата мира-2010 по футболу ФИФА получила от телеканалов $2,7 млрд., что составило почти 75% всей прибыли. А "Барселона" зарабатывает на правах 178 млн. евро за сезон – 44% общей суммы доходов.
Покупая право на показы, каналы должны бороться за аудиторию телеболельщиков и бюджеты рекламодателей. Поэтому они постоянно внедряют новые методы превращения трансляции в шоу. Так, на самых резонансных соревнованиях работают от 30 до 80 телекамер, а репортаж ведут до 8 комментаторов. Но главное – телевидение начинает диктовать условия – как сделать сревнования более зрелищными, в том числе и за счет изменения правил. Иначе дорога на ТВ заказана.
Правила – ничто, зрелище – все
Подкорректировать правила – самый простой способ повысить зрелищность. И этим методом пользуются сейчас практически в каждом виде спорта. Один из самых ярких примеров – "Формула-1". Неоспоримое лидерство Михаэля Шумахера в начале прошлого десятилетия отвернуло от "королевских гонок" множество зрителей – болеть стало скучно.
– Большинство последних изменений в правилах "Формулы-1" вводится для того, чтобы какая-то команда не ушла далеко в разработке автомобиля. То есть, чтобы уровнять конюшни, – говорит известный украинский автогонщик и телеведущий Алексей Мочанов.
Впрочем, попытки повысить конкуренцию сыграли злую шутку с "Формулой-1". Почти одинаковые по мощности болиды значительно уменьшили количество обгонов, а оценить тактические тонкости могли лишь фанаты этого вида спорта. Остальные же зрители толком не понимали, что происходит на трассе. И боссам "королевских гонок" пришлось в очередной раз корректировать правила, упрощая их.
– В этом нет ничего удивительного, – считает Мочанов. – "Формула-1" для команд и организаторов уже давно стала бизнесом. Проблема в другом. Гонки интересны, когда автомобилем управляют пилоты. Сейчас же происходит обратное. Благодаря телеметрии гонщику достаточно посмотреть показатели пилотирования чемпиона и пытаться повторить. И поколение пилотов пошло соответствующее.
По словам г-на Мочанова, "Формула-1" с каждым годом ему все менее интересна.
– 20-летние юнцы, выращенные в "инкубаторе", без опыта, собственной истории, они даже скандалов не устраивают, не матерятся и не напиваются, – отмечает телеведущий. – То есть вместо ярких личностей получаются детали автомобиля.
Тем не менее "королевским гонкам" удалось добиться главного – за последние сезоны зрелищность соревнований заметно выросла, болельщики довольны, а бизнес процветает.
Зачем цирк, если есть Русский Гигант?
Еще один прием, который используют для повышения зрелищности – PR-раскрутка спортсменов или поединков. Если верить опросам, от 10 до 40% болельщиков в Европе и США приходят на стадион не для того чтобы стать свидетелями победы любимцев, а лишь посмотреть на Месси, Роналду, Мэйвезера. Ажиотаж легко организовать вокруг бывших звезд и даже посредственных спортсменов, которым создали привлекательный для публики образ. Например, Николай Валуев. Боксер он далеко не лучший, но зрителям этого и не надо, они ходят на поединки Русского Гиганта (213 см), словно в цирк.
– Уровень мастерства Валуева несопоставим с огромным интересом публики к нему, – соглашается гендиректор компании K2 Promotions Ukraine Александр Красюк. – Такие случаи – не правило для бокса, но они есть. Ведь даже блестящему боксеру сейчас мало успешных выступлений, чтобы стать звездой. Например, Василий Ломаченко – наш чемпион мира, Европы и Олимпиады. Спросите у прохожих на улице, кто это. Вряд ли многие смогут ответить.
Единой технологии создания звезды, по словам Красюка, нет. Но принципы, по которым раскручиваются спортсмены, универсальны.
– Боксер должен заинтересовать зрителей, – говорит Александр. – Женщин – как красивый мужчина, мужчин – как простой, доступный парень, детей – как кумир, бабушек – как человек, который сам всего добился. Можно расположить к себе публику харизмой, энергетикой. Или же специально созданным имиджем, например, скандалиста и дебошира. Конечно, не каждому боксеру навяжешь такой образ. Ему нужно соответствовать. Тот же Майк Тайсон действительно был агрессивным человеком, просто его окружение сообразило, что эту особенность можно раскрутить и использовать. В таких случаях прописывается в контракте, что имидж спортсмена принадлежит промоутеру. И боксер обязан, например, завестись на пресс-конференции, обматерить соперника, плюнуть, вылить стакан воды, чем-то бросить в него, если так задумает команда.
Впрочем, даже такие методы повышения зрелищности не всегда помогают, ведь аппетит публики растет слишком быстро.
– В США популярность бокса заметно падает, – отмечает г-н Красюк. – Он стал слишком академичен для здешних болельщиков. Американцы все чаще переключаются на смешанные единоборства. Они хотят больше динамики, брутальности и крови.
Сергей Мельник, Святослав Павлюх, Фокус