Выхода.net

Юные блогеры технологически развитых стран делятся размышлениями о том, как совершить самоубийство. Правительства бьют тревогу, но могут ли они справиться с фатальным увлечением, контролируя интернет и отправляя психологов в школы? 

Related video

Одна из излюбленных тем молодого европейского интернет-сообщества – самоубийство в теории и на практике. Кто-то размещает на сайтах красивые цитаты классиков, например, Ницше: "Мысль о самоубийстве помогает пережить самые темные ночи". А кто-то подробно описывает способы добровольного ухода из жизни. По мнению специалистов, для человека, находящегося на грани самоубийства, такие беседы могут иметь фатальные последствия.

– Развращение несовершеннолетних в Западной Европе карается законом, а подстрекательство к самоубийству – нет. Это абсурд, – говорит в беседе с Фокусом Розмари Вокс, пресс-секретарь британской ассоциации Papyrus, которая борется с молодежным суицидом и активно лоббирует закон об уголовной ответственности за размещение в сети информации, провоцирующей самоубийства.

Письма мертвого человека

"У меня депрессия. Я не хочу жить. Моя семья – единственное, что удерживает меня от самоубийства. Но мне все так осточертело, что, иногда кажется, я решусь на этот шаг. Что мне делать, чтобы не убить себя?" – пишет девушка lolis на одном из испанских молодежных сайтов.

Ответы на подобные вопросы можно найти самые разные: "Если ты чувствуешь, что больше не хочешь жить, будь смелой: не стоит продолжать эту игру. Главное – решиться и идти до конца", – отвечает девушке BlackCat.

Не все блогеры настроены так пессимистично. Изредка появляется собеседник, пытающийся удержать потенциального самоубийцу от фатального шага. "Кто ты такая, чтобы лишать себя жизни? Всегда есть причины, чтобы жить. Хотя бы для того, чтобы смотреть из окна на дождь или купаться в море. Подумай о тех, кто обречен, о смертельно больных, о тех, кто страстно желает прожить хотя бы еще один день. А ты готова добровольно отказаться от жизни!" – пишет ferran.

В Европе долго обсуждался печально известный специализированный сайт Prima di partire ("Перед тем как уйти"), пользовавшийся большой популярностью. 25-летний итальянский программист Чиро Эудженио Милани в течение трех месяцев описывал на своей персональной веб-странице, как он готовится к самоубийству. "Я живу в обычном ритме: хожу на работу, общаюсь с друзьями, а моя семья ничего не знает о моих планах. Но я назначил дату смерти и не отступлю от нее", – писал он. На его сайте зарегистрировались сотни молодых итальянцев, одни пытались отговорить Эудженио, другие, наоборот, подстрекали его к самоубийству. История имеет плачевный финал: Эуджинио прыгнул с крыши высотного дома на три дня раньше запланированного срока. В прощальном послании блогерам он открыл свое настоящее имя и написал, что умирает счастливым, потому что был не в силах изменить свою жизнь. Какое-то время после гибели молодого человека сообщения, подписанные его именем, автоматически обновлялись.

Группа риска

По статистике, каждые две секунды в мире совершается попытка самоубийства. Около 50% решившихся на этот отчаянный шаг – молодежь в возрасте от 15 до 25 лет. И несмотря на распространенное в Европе мнение, суицид как единственно возможный выход не всегда выбирают только молодые люди из неблагополучных семей, социально неадаптированные или страдающие наркоманией.

– Чувство одиночества, неудачная влюбленность, отсутствие взаимопонимания с социумом типичны для этого возраста, – говорит Амелия Робледано, член испанской Ассоциации психического здоровья. – Но основная проблема западной молодежи, на мой взгляд, – это слишком высокие требования, выдвигаемые им обществом, и их неумение справляться с трудностями. Мы живем по жестким законам, у взрослых просто не хватает времени на общение с собственными детьми, остаются лишь требования, зачастую неадекватные. Мне приходилось иметь дело с родителями, чьи дети покончили с собой, а они даже не подозревали, что могло подтолкнуть их к этому.

Британские социальные работники, психологи и полиция пытаются понять, что привело к роковому решению целую группу подростков из уэльского Бридженда. За последний год здесь покончили с собой 17 человек. Самому старшему из погибших было 27 лет, самому младшему – 15. Некоторые были знакомы друг с другом. Все ушли из жизни одинаково – повесились. Это дало полиции основания предполагать, что между умершими существовала договоренность. Не обошлось и без интернета: подростки общались не только в реальном, но и в виртуальном мире на страницах кибер-дневников.

Постфактум. После смерти этих подростков в каждую школу города и окрестных деревень был направлен психолог для работы с детьми. Слева направо: Томас Дэвис, Дженна Пэрри, Захария Барнс, Наташа Рэндалл

Мелани Дэвис, мать 20-летнего Томаса Дэвиса, повесившегося около года назад, вспоминает разговор, который произошел незадолго до его смерти: "Он был на похоронах своих друзей (18-летнего Дейла Кроула и 19-летнего Дэвида Диллинга, тоже совершивших самоубийство). Я спросила его, смог бы он причинить мне такое горе. Он ответил, что слишком любит меня и никогда бы так не поступил".

Томас несколько раз пытался устроиться на работу, но безуспешно: работодателям не понравилось, что ранее он привлекался за хулиганство в пьяном виде. Мелани Дэвис утверждает, что ее сын покончил с собой под влиянием, как говорят психологи, момента: просто в минуту кризиса никого не оказалось рядом, и эмоциональный срыв привел к непоправимой трагедии.

Последняя жертва суицида в Бридженде – 16-летняя Дженна Пэрри. Она свела счеты с жизнью 19 февраля. Известно, что девушка находилась под сильным впечатлением от смерти 17-летнего Захария Барнса, которая произошла в августе 2007 года. Захария был двоюродным братом лучшей подруги Дженны.

Череда трагедий настолько потрясла британские власти, что они приняли решение о том, чтобы в каждую школу города и окрестных деревень был направлен психолог для работы с подростками. Эдвина Харт, глава департамента здравоохранения Уэльса, предложила взять на вооружение шотландскую программу "Выбери жизнь", благодаря которой за пять лет количество самоубийств в этом регионе значительно сократилось. Речь идет о ранней диагностике депрессии и склонности к суициду у подростков.

Обвиняется интернет

По словам Розмари Вокс, интернет может стать настоящим убийцей, особенно если речь идет о подростках, которые склонны романтизировать смерть, любят рассуждать на тему самоубийства, особенно впечатлительны и эмоциональны.

Юридически противостоять пагубному влиянию всемирной паутины сложно, ведь призывы к суициду и муссирование подробностей можно встретить не только на тех веб-страницах, где заявлена тема самоубийства. Часто разговоры о смерти возникают спонтанно на популярных у молодежи сайтах, в блогах и чатах.

Уже спустя несколько часов после гибели в феврале этого года 17-летней Наташи Рэндалл, еще одной самоубийцы из Бридженда, в интернете появился посвященный ей сайт. Подростки оставляли стихи собственного сочинения, фотографии и сообщения: "Мы любим тебя!". Представитель полиции Бридженда по этому поводу высказался так: "Эти дети думают, что это здорово: кто-то решает умереть, а потом появляется такой сайт. Но в появлении таких сайтов уже заключена опасность". Центр социальной службы города отреагировал оперативно: очень скоро веб-страница была закрыта.

Несколько лет назад весь мир был потрясен виртуальными "клубами самоубийц" Японии. Государство с развитой культурой суицида словно вернулось в далекое прошлое. Только теперь самураи умирали в слишком юном возрасте, а харакири совершалось не без помощи высоких технологий. Сегодня японское правительство ввело так называемые кибер-патрули, а сайты, толкающие молодежь на самоубийство, находятся под строгим запретом. Были разработаны специальные программы, отслеживающие тему самоубийства по ключевым словам. Эпидемия добровольной смерти была остановлена.

Правительственная программа по предотвращению самоубийств в Австралии признана психологами и психиатрами одной из самых эффективных в мире. Интернет-контент максимально контролируется. Австралийские специалисты уделяют большое внимание ранней диагностике потенциальных самоубийц, а также работе с целыми семьями: доверительные отношения в семье снижают риск самоубийства. Примечательно, что тема суицида как явления в Австралии не табуирована, как во многих других странах. Местные специалисты говорят, что лучшее оружие в борьбе с этим прискорбным явлением – информация. Они не только рассказывают подросткам историю самоубийства, но и приводят реальные примеры его ужасных последствий для близких людей, снимая с него романтический флер.

Западные психологи делают акцент именно на превентивных мерах: чем раньше удается распознать потенциального самоубийцу, тем больше шансов ему помочь.

Одинокие подражатели

Украина занимает в Европе одно из ведущих мест по количеству самоубийств. По статистике, на 100 тыс. человек приходится 22 суицидальных попытки. В большинстве случаев их совершают молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет, проживающие в развитых промышленных районах страны

Если взрослые реагируют на политические, экономические и социальные катаклизмы, то на подростка проблемы общества влияют опосредованно – через ближайшее окружение. К идее суицида обычно приходят дети, у которых серьезно нарушена эмоциональная связь с родителями.

– К сожалению, сейчас общение родителей с детьми в большинстве случаев сводится к формальному: учеба, питание, одежда, подарки. В принципе, мы с некоторым запозданием повторяем западный путь, когда у родителей просто не остается времени на полноценную беседу с ребенком, – считает Пилягина.

Кроме того, мы живем в эру информационных технологий, что тоже ухудшает условия общения в семьях. Тандем человек – машина является реальной угрозой тандему человек – человек.

Украинское государство не использует программу по предотвращению самоубийств. В последние месяцы суицид пассажиров стал серьезной проблемой для работников киевского метрополитена: с начала года было совершено 6 попыток самоубийства, 2 человека погибли.