График с опозданием. \"Укрзалізниця\" учится ускорять поезда

Старым поездам сократили время остановок, на новые потратили миллионы долларов. Причем испытать новинки вряд ли успеют

Переводчица Анна Гладышева с умилением вспоминает немецкую железную дорогу. Особенно ее рекламу, изображающую толпы бизнесменов, вышедших на демонстрацию из-за опоздания поезда на одну минуту. Это, конечно, преувеличение, но оно недалеко от правды. Местная железная дорога действительно идеально точна и быстра. От Ганновера до Мюнхена (620 км) немецкий поезд доезжает за 4 часа. Причем составы не только выглядят как поезда из будущего, но и движутся с той же скоростью, и это касается не только бизнес-сегмента, но и поездов для народа.

Украинская железная дорога тоже решила идти в будущее. С 29 мая по отечественным рельсам можно будет ездить быстрее. Например, из Киева в Симферополь предлагают добраться, потратив на два часа меньше, а из Киева до Севастополя – на полчаса. "Укрзализныця" произвела такое изменение подручными методами – сократив время стоянок на станциях, подкорректировав некоторые маршруты, переоборудовав железнодорожные переезды.

Взялись и за более дорогостоящий проект. Под Евро-2012 закупят 10 новых электропоездов Hyundai. Обойдется каждый 9-вагонный состав примерно в $30,7 млн. Ездить корейские поезда смогут со скоростью максимум 160 км/ч. Для Украины это "супер". По мировым меркам – вчерашний день.

Дальше тянуть некуда

"Средняя скорость наших пассажирских поездов около 55 километров в час. Только на днях в Украине появился первый поезд, средняя скорость которого больше 100 километров, а точнее 101,6 километра в час. Это "Столичный экспресс" Киев – Москва", – объясняют в Центре экономического и политического анализа. Пионер украинского скоростного движения – экспресс Киев – Харьков, по данным организации, развивает максимальную скорость 140 км/ч только на линии от станции Дарница до станции Гребенка. От Гребенки до Харькова (около 4/5 пути) максимальная скорость составляет 100–120 км. Средняя получается – 83,8 км/ч. Явно не Европа.

Причин для такого положения дел масса. В отчетах "Укрзализныця" регулярно сообщает о том, что техника устарела, а сама организация увязла в кредитах. Препятствуют развитию скоростного движения в Украине и "кривые" – места, где железная дорога делает поворот. Для скоростного движения кривые должны быть радиусом не менее 5 км, тогда как у нас встречаются и в несколько сотен метров. Решить эту проблему непросто: нужно утрясать не только финансовые, но и земельные вопросы.

Поняли, что откладывать ускорение дальше некуда, еще при покойном министре транспорта Георгии Кирпе. Тогда запустили экспрессы Киев – Харьков и Киев – Днепропетровск. Примерно в тот же период разработали программу скоростного движения в Украине. Через пару лет по понятным причинам о программе забыли, но случилось Евро-2012, и о намерениях снова вспомнили. Как сообщает источник Фокуса, задачи программ примерно одинаковые. Новую отличает то, что скоростную линию

Киев – Львов планируют пустить по маршруту Киев – Новоград-Волынский – Шепетовка – Здолбунов – Львов. Через областные центры Винница, Хмельницкий, Тернополь поезд идти не будет. Новый маршрут на 50 км короче. А это для всеукраинского ускорения главное.

Не по карману

Идет подготовка к встрече десяти заграничных поездов. Как сообщает Министерство инфраструктуры, обратились в Hyundai по причине очень обоснованной: "Эта компания оказалась единственной в мире, способной в чрезвычайно сжатые сроки, до 2012 года, изготовить для Украины качественные поезда для скоростного движения".

Однако прежде чем запустить корейские поезда, нужно проделать большой кусок работы – электрифицировать пути. В этом году запланировали модернизировать 350 км колеи.

Ездить по обновленным путям новые поезда смогут с бешеной для Украины средней скоростью. Как обещает Министерство инфраструктуры, расстояние от Киева до Харькова можно будет преодолеть за 3,5 часа, до Львова – за 4,5 часа, до Донецка – за 5,5 часов.

Правда, ради железнодорожных нововведений Кабмину и "Укрзализныце" пришлось взвалить на себя еще один кредит. Финансирование 85% от общей стоимости 10 электропоездов реализуют за счет кредита банка Кореи.

Об адекватности цены корейского чуда можно судить, проведя сравнение.

"Закупленные Россией электропоезда "Сапсан" (немецкой компании Siemens AG) обошлись в 30 млн. евро за состав. Каждый состоит из 10 вагонов. Максимальная скорость "Сапсана" – 250 километров в час, плюс есть возможность модернизации до 300 км", – объясняют в Центре экономического и политического анализа.

Испытание? На это нет времени!

С корейскими поездами возникает еще одна проблема. Первая партия Hyundai прибудет в Украину в апреле. В мае поезда уже должны возить пассажиров. Когда их испытывать – вопрос. "Цикл испытаний поездов Allegro, которые с декабря прошлого года курсируют на линии Санкт-Петербург – Хельсинки, занял 10 месяцев. Это несмотря на то, что в Финляндии такие поезда эксплуатируются уже около 15 лет. Корейская же Hyundai никогда не создавала поезда для постсоветских реалий", – говорит источник Фокуса.

Ждать от новых поездов можно еще одной неприятности – повышения цен на проезд. Иначе транспорт не окупить. Повышать стоимость есть куда. Как ни кощунственно это озвучивать, но цены на ж/д билеты в Украине одни из самых низких. Даже в соседней России они выше. Проезд от Москвы до Санкт-Петербурга в экономклассе "Сапсана" обойдется в $80–120.

Не исключены и еще два риска. Первый – наши люди часто не умеют пользоваться благами цивилизации. Второй – уровень сервиса, нередко характеризирующийся игнорированием пассажиров.

"То, что скоростной поезд – это не всегда удобно и хорошо, я понял в Румынии. Ночной поезд Бухарест – Белград ехал гораздо быстрее украинских составов. При этом пассажиров безбожно трясло, а двери в вагоны без проводников были настежь раскрыты, – делится впечатлениями заместитель директора института "Новая демократия" Андрей Манчук. – Стоили билеты $50–60, почти по-европейски".

5 САМЫХ БЫСТРЫХ ПОЕЗДОВ В МИРЕ

1. CRH380A (Китай)
Максимальная скорость: 486 км/ч

2. Transrapid 09 (Германия, Китай)
Максимальная скорость: 450 км/ч

3. Shinkansen (Япония)
Максимальная скорость: 443 км/ч

4. TGV Reseau (Франция)
Максимальная скорость: 380 км/ч

5. KTX 2 (Северная Корея)
Максимальная скорость: 352 км/ч

Анна Устенко, Фокус