Сборная мира. Обзор книжных новинок

Две сенсации, американская и российская, немецко-румынская нобелевская лауреатка, русскоязычная израильтянка с армянским именем и украинская собирательница чудаков – таков личный состав участников литпарада мая

Джонатан Троппер "Книга Джо"
"Астрель", CORPUS, 2011

Что? Образцовый мультижанровый роман (драма, черная комедия, мелодрама, триллер и пр.), от которого невозможно оторваться. Ближе к финалу заставляет рыдать над каждой второй страницей.

О чем?
Успешный молодой писатель Джо Гофман из-за тяжелой болезни отца вынужден приехать из Нью-Йорка в городок своей юности, язвительно описанный им в дебютном романе. Там он попадает в атмосферу тотальной ненависти, поскольку прототипы гофмановских персонажей считают своего земляка гнусным клеветником и отпетым мерзавцем. Джо придется разбираться в сложных отношениях – со сторонящимся его родным братом, с брошенной по глупости первой возлюбленной, с умирающим от СПИДа ближайшим другом детства.

Как?
Что и говорить, виртуозно. "Книга Джо" написана, словно по учебнику: легкий слог, ядовитый юмор, подкупающая искренность, увлекательный сюжет, безукоризненная композиция, роскошные ударные сцены. Герой вступает на путь нравственного возрождения, добро торжествует, зло непринужденно растворяется в воздухе, персонажи проявляют исключительную терпимость и начинают заново любить друг друга. Есть и трагедия, но ее ровно столько, чтобы в финальных эпизодах испытывать ощущение добытого с немалым трудом счастья. Роман буквально создан для Голливуда, и "фабрика грез" еще наверняка о нем вспомнит.

Андрей Рубанов "Психодел"

АСТ, "Астрель", 2011

Что? Остросюжетная психологическая драма о среднем классе для среднего класса.

О чем? Борис – владелец автосалона эксклюзивного тюнинга. Его невеста Мила – бухгалтер фирмы, живущей за счет откатов за поражения в тендерах. В их размеренную жизнь вторгается давний приятель Бориса, загадочный делец-хищник с криминальным прошлым по кличке Кактус. Начинается битва характеров с непредсказуемым исходом.

Как? Несмотря на конъюнктурный сюжет, очень даже неплохо. Рубанов пишет размашисто, энергично, с отличным знанием среды, о которой идет речь. Хороши ключевые диалоги, где у каждой фразы множество подтекстов. С особенной любовью выписан образ Милы, умной красавицы, не побоявшейся вступить в поединок с циничным чудовищем.

Герта Мюллер "Качели дыхания"
"Амфора", 2011

Что? Лагерный роман.

О чем? В январе 1945 года 17-летнего юношу Лео вместе с другими трансильванскими немцами отправляют в трудовые лагеря Восточной Украины. Прототипом героя послужил умерший несколько лет назад поэт Оскар Пастиор – Мюллер сочиняла книгу на основе его воспоминаний.

Как?
Для читателя, знакомого с лагерной прозой Солженицына и Шаламова, "Качели дыхания" откровением не станут. Впрочем, Мюллер пишет совсем в другой манере – книга изобилует метафорами и неожиданной для подобной темы поэтичностью. Возможно, такая манерность обусловлена гомосексуальной ориентацией Лео. Роман производит несколько странное впечатление; наверное, похожим образом звучала бы песня "Ванинский порт" в исполнении Бориса Моисеева.

Наталка Сняданко "Гербарій коханців"
"Клуб семейного досуга", 2011

О чем? О романе молодой женщины Ирины и немолодого мужчины Ореста. За ним в книгу тянется длинный шлейф из жены, мамы, папы, тещи, тестя, тети, а также двух сыновей, с каждым из которых у молодой женщины Ирины тоже случится роман.

Как?
С типичной для Сняданко самоуглубленностью и пристальным вниманием как к существенным, так и не очень существенным деталям. Лучшие страницы книги посвящены трем фрикам – одногрудой тете Амалии, заведшей себе гарем из мужчин-калек, тестю Ореста, религиозному догматику Лесю Петровичу и, наконец, самому Оресту, от чьей первоначальной привлекательности к финалу книги безжалостная писательница не оставляет ни следа.

Каринэ Арутюнова "Пепел красной коровы"

"КоЛибри", 2011

О чем? О мужчинах и женщинах, мальчиках и девочках, стариках и старухах. О еврейских соседях и армянских родственниках. О страхе и радости, надежде и вожделении. О словах и взглядах, жестах и движениях. О необыденном восприятии обыденности. Словно под скрипку и немного нервно. Порой бурно, с восторгом, взахлеб, растягивая одно предложение на страницу. С редкой чувствительностью и рискованной чувственностью. С жадной любовью к жизни в самых разных ее проявлениях. Кажется, будто эту книгу впятером писали, отталкивая друг друга от компьютерной клавиатуры, пять авторов: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.

Юрий Володарский, Фокус