Хорошо там, где мы. Украинцы переезжают из столицы на периферию
Одни едут в большие города, другие – переезжают из мегаполиса на периферию. Молодые украинцы уже не стремятся в столицу ради самореализации и заработка
Алексей и Наталья Харловы могли бы не встретиться, если бы оба не решили в один момент переехать во Львов. Ребята долгое время жили в Киеве, активно строили карьеру. "Однажды я поймала себя на мысли, что общаюсь с друзьями преимущественно в соцсетях. А времени на полноценную жизнь не хватает. Нормально общаться можно, только если люди живут в одном районе", – рассказывает Наталья, когда впервые задумалась о том, чтобы вернуться во Львов.
У Алексея самые яркие воспоминания о жизни в столице – это ежедневный транспортный стресс, огромные расстояния и необходимость платить за съемную квартиру весомую часть зарплаты. Сейчас супруги Харловы живут в собственной квартире в зоне трех парков и почти ежедневно встречаются с друзьями. Говорят, за время их отсутствия город опять отвоевал звание фестивальной столицы Украины. Для Алексея важен и еще один плюс – именно во Львове ему удалось создать собственное предприятие "Смачненька". Если бы он попытался запустить такой проект даже в пригороде столицы, то аренда помещения, зарплата сотрудникам и другие расходы предприятия оказались бы значительно выше.
Уроженец Донецка программист Николай Савойка переехал во Львов пару лет назад. "Хотел пожить в другом культурно-историческом ландшафте Украины", – поясняет он. Хотя Львов Николай уже считает родным городом, оставаться тут на всю жизнь не собирается. Если найдет интересный проект, готов переехать даже в Жмеринку.
По словам львовского социолога Игоря Маркова, случай Харловых и Савойки не единичен, – это глобальная тенденция, которая набирает обороты во всем мире. Внутренние миграции, как правило, вызваны тем, что у части населения меняются ценности, появляется потребность идентифицировать себя с определенной территорией или они обнаруживают перспективы там, где их не видит местное население. "В развитых странах сейчас нивелирована разница между столицей и периферией" – объясняет Марков. Одним словом, глобализация ликвидирует расстояния. При современных средствах коммуникации социальное разделение общества происходит не по территориальному признаку, а исходя из круга интересов и ценностей.
Просто жить
"Я всю жизнь жила в большом городе. Когда же мне представилась возможность переехать в небольшой городок, я согласилась, почти не раздумывая", – рассказывает переводчица из Черкасс Ольга Фомина. Решение Оли породило немало недоразумений и дискуссий в семье, среди коллег и даже соседей. Казалось бы, какие могут быть перспективы в небольшой провинциальном городе, но Фомина, на удивление, счастлива. На попавшейся под руку салфетке девушка наглядно изображает плюсы и минусы жизни в маленьком городке. Минусы – небольшая зарплата и недостаточное количество культурных мероприятий, зато плюсов хоть отбавляй. "Я часто бываю на природе, трачу мало времени на дорогу, моих средств хватает, чтобы снимать квартиру и даже откладывать. У меня есть время на качественное общение", – объясняет Фомина.
Аналитик из центра Международного центра перспективных исследований Максим Борода недавно закончил исследование качества жизни в Украине и пришел к следующему выводу: если до кризиса молодые люди стремились в мегаполисы из-за высоких доходов, то теперь разница между доходами не такая разительная. "Большие города перестали быть оазисом, как это было в начале 2000-х. Особенно если сравнить уровень доходов и покупательную способность", – говорит Максим.
По словам аналитика, поток молодых специалистов, штурмующих столичные предприятия, значительно уменьшился. Многие раздумывают, стоит ли рисковать ради незначительного увеличения зарплаты и срываться с насиженных мест. Теперь становятся более ценными среда обитания, общение и качество публичных услуг.
Наталья Емельяненко полтора года назад переехала в Одессу к парню, говорит, что город покорил ее своей общинностью. "В Одессе, кажется, все друг с другом знакомы. Город живет как одна большая семья. Тут уникальные отношения между людьми. Здесь главное – жизнь, а не борьба и конкуренция", – рассказывает Емельяненко. Хотя ее жизнь в Одессе перестала быть такой динамичной, как в столице, зато времени хватает и на фитнес, и на полноценный отдых.
Имеются еще две причины внутренней миграции – нехватка управленческих кадров в регионах и амбиции, которые специалисты не могут удовлетворить в своих компаниях. Например, коренная киевлянка Ника Кириленко недавно переехала в Харьков. "Раньше я работала в международных компаниях, где все регламентировано и понятно, сейчас тружусь бренд-менеджером в крупной украинской компании, и у меня гораздо больше возможностей реализовать свои проекты", – утверждает она.
Анастасия Рингис, Фокус