Новые средние. За 20 лет в Украине появился свой средний класс
За годы независимости в Украине вырос свой средний класс, который изменил жизнь всего общества, - вспоминает журнал Фокус в спецпроекте 20+20
О появлении среднего класса в Украине впервые активно заговорили лишь в относительно стабильные нулевые. Именно тогда немалая группа людей, сумевших накопить и уберечь капитал, получила возможность и обрела желание его тратить. "Это энергичные граждане с крепкой психикой, хорошим здоровьем и развитым интеллектом. В цивилизованном обществе их считают опорой государства и гарантом его стабильности", – говорит историк Валентина Конкина.
История страны обогатила украинского "среднеклассника" способностью выживать при постоянно меняющихся правилах игры. При этом сделав его почти неуловимым. Критерии, по которым социологи обычно выделяют "середняков" во всем мире, у нас почти не работают. "Соцопросы выявили, что к "среднеклассникам" причисляет себя половина населения, – говорит социолог Елена Никоненко. – Просто наш народ любит золотую середину и не любит выделяться". Попытки опереться на уровень доходов респондентов тоже закончились ничем. Если западные "одноклассники" высоким доходом гордятся, то для украинцев эта тема – одна из запретных. "С уверенностью можно говорить только о том, что средний класс у нас есть, – считает Елена. – Без него ни одно общество не может существовать. Сегодня к среднему классу в Украине относится тот, кто сам себя к нему относит".
Золотая середина
"Наконец я нашла верную железную подругу", – удовлетворенно констатирует одесситка Ирина Гейван, припарковывая новенький Nissan Juke у подъезда нового дома. Для середняка всех стран и народов автомобиль – непременный классовый атрибут и практически дом родной. Те 16% граждан Украины, которые могут позволить себе личное средство передвижения, как правило, проводят в нем треть жизни. "Раньше я предпочитала громоздкие "мужские" авто, – улыбается Ирина. – Теперь захотелось машину, соответствующую моему характеру".
Характеру г-жи Гейван также соответствует квартира с дизайнерским интерьером, офис в центре города и загородный дом. В активе – два высших образования, несколько коммерческих предприятий и благотворительный фонд. Всего этого более чем достаточно, чтобы причислить человека к верхушке среднего класса даже в процветающей Америке. Тем не менее Ирина вежливо уходит от вопроса о своем социальном статусе.
Владимир Ярцев, преуспевающий донецкий бизнесмен, владелец нескольких магазинов с товарами класса люкс, убежден, что за последние годы "среднеклассники" заметно изменились: "Подражание западным стандартам и попытки выглядеть значительнее, чем в действительности, остались в 90-х". По мнению г-на Ярцева, сегодняшний средний класс – компетентный потребитель, который уже не стремится всякий раз подчеркнуть свою платежеспособность: "Это хорошо видно по манере обставлять квартиры и загородные дома. Раньше каждый второй пытался воссоздать Мариинский дворец с фонтанами и лепниной. Сегодня популярны сдержанные интерьеры в европейском стиле. Тратить деньги со вкусом учились в процессе накопления капитала".
Учиться и лечиться
Мода на образование – вклад "среднеклассников" в портрет украинского социума. "Первые хорошие деньги мне принес рекламный бизнес, в котором я оказалась случайно, благодаря врожденной коммуникабельности, – говорит Ирина Гейван. – Никаких знаний о рекламе, только огромная потребность в информации". Ирина вспоминает, как создавался первый в ее жизни рекламный ролик – клипмейкерами выступали она сама, руководитель компании и знакомые художники-аниматоры.
Дети тех, кого сегодня принято относить к среднему классу, начинают учиться едва ли не с рождения. Сфера недешевых образовательных услуг – школы раннего развития, тренинги, семинары и практикумы – востребована в Украине как никогда. Диплом о высшем образовании, свободное владение иностранными языками – интеллектуальный пакет молодого "среднеклассника". По мнению историка Валентины Конкиной, люди, методом тыка добывавшие знания в 90-х, сделали все, чтобы избавить от подобных трудностей своих детей.
"Трудно сказать, сложнее или легче моему сыну, – размышляет Ирина Гейван. – С одной стороны, он имеет возможность получать желаемое образование в желаемом вузе. С другой стороны, в Украине уже сформирована конкурентная среда. В бизнесе фактически отсутствуют свободные ниши, занимая которые молодые люди могли бы применить полученные знания".
Еще одна примета, связанная с появлением в Украине обеспеченных середняков, – новые стандарты медицины. По данным соцопросов, в 2010 году 30% граждан обращались в платные клиники, 8% являются их постоянными клиентами, предпочитающими поправлять здоровье в палатах с гостевыми комнатами и скоростным интернетом.
"Обеспеченные люди первыми превратили здоровье в ценность, – считает владелица частной клиники Валентина Горшева. – Наш средний класс не является потомственным, дети середняков сейчас в студенческом возрасте, поэтому заботы о бизнесе переложить не на кого даже на короткий срок. Волей-неволей приходится быть в форме".
"Среднеклассники" по-украински
Социологи убеждены: в отличие от Запада, где средний класс представляет собой сплоченную силу, способную заставить власть считаться со своими интересами, украинский "среднеклассник" разобщен и никому не верит: ни государству, ни даже соседям по социальной лестнице.
"Как только у человека появляется престижный автомобиль и собственный офис, начинается борьба с чиновниками, а затем и с политиками, – говорит Ирина Гейван. – В Украине люди, контролирующие бизнес, зарабатывают значительно больше самих бизнесменов".
Психолог Анна Воробей считает, что закрытый стиль жизни обеспеченных людей накладывает отпечаток на быт всех украинцев: "За 20 лет независимости дом горожанина превратился в крепость. Мы больше не ходим к друзьям без предварительной договоренности. Мы делаем в жилищах звуконепроницаемые окна. В кухнях ставим вытяжки, чтобы убить запахи. Общаться предпочитаем по мобильникам, а семейные праздники проводить в ресторанах". Сфера услуг, предоставляющая украинцам возможность спрятать свой быт от посторонних глаз, прижилась в стране только благодаря середнякам.
Г-жа Воробей убеждена: "Когда буржуазные радости жизни стоили баснословно дорого, находились люди, способные их купить. Теперь это наши общие ценности".
Что такое средний класс
Средний класс – общественная прослойка, занимающая на социальной лестнице место между богатыми и бедными. Научного определения класса не существует. Лучшим определением до сих пор считается высказывание Аристотеля: "В любом государстве есть три класса. Один богат, другой беден и третий. Он наилучший".
Давить, пока маленькие
О самооценке
При соцопросе в 1998 году к среднему классу отнесла себя половина украинцев, в 2010-м – 40%. Если учитывать не только самоощущение респондентов, но и другие критерии, останется 8–9%.
О принадлежности к среднему классу
Из критериев самыми важными являются самооценка, род занятий, уровень доходов, благосостояние (наличие загородного дома, машины, размер сбережений, кредиты), образование.
Кто виноват
Сильный и независимый средний класс нашим властям не нужен. Это даже по предвыборной риторике заметно: "Мы решим все ваши проблемы, мы решим их за вас". Не поможем решить, а сделаем это за вас и даже без вас.
Что делать
Пока в Украине люди вынуждены жить сегодняшним днем и могут планировать бизнес максимум на год, ждать прорыва не приходится.
Лариса Даниленко, Фокус