Кино и нигерийцы. Африканское кинопроизводство рвется в лидеры

Нигерийское кино заполонило Африканский континент и в скором времени грозит обойти по объемам производства знаменитый Болливуд

В Нигерии снимают везде: на улицах, в офисах, гостиницах, ресторанах, арендованных квартирах и домах. Никаких трейлеров для ведущих актеров, никаких павильонов – лишние траты никому не нужны. Весь съемочный процесс занимает неделю-две. Актеры и режиссер с легкостью отступают от сценария и часто импровизируют – на здешних съемочных площадках не принято тратить время на репетиции и дубли. Названия фильмов под стать сюжетам: "Кровавая река", "Превратности судьбы" или "Бандитская королева".

Но какие бы страсти ни разворачивались на экране, все должно закончиться хеппи-эндом – таков непреложный закон нигерийского кино. Не проходит и месяца, как снятую в цифре ленту запускают на рынок. Качество от такого кинематографического блиц-крига страдает, но продюсеры знают, что этот товар найдет своего зрителя: миллионы африканцев обожают нигерийское или, как принято его называть по примеру Болливуда и Голливуда, нолливудское кино. Самым популярным жанром остаются триллеры, а сценаристы легко вплетают в сюжет любовную линию, политику, проблемы коррупции и культ вуду. Бывает, картину переделывают, когда она уже вышла в прокат. Так что зрители на второй неделе показа могут увидеть версию, существенно отличающуюся от первоначальной.

Когда на Берег Слоновой Кости (современное название – Кот д"Ивуар) привозят очередную партию новых нигерийских шедевров, то затянувшаяся гражданская война стихает, сторонники и противники проигравшего выборы президента Лорана Гбагбо расходятся по домам. Фильмы используют в качестве валюты во время прохождения отдаленных пограничных КПП, а матери в разных африканских странах говорят, что их дети, насмотревшись передач нигерийского телевидения, перенимают тамошний акцент.

Несмотря на любовь к нолливудскому кино миллионов африканцев, отношение к этому массовому продукту на континенте неоднозначное. Фильмы, в которых полно черной магии и сцен насилия, приводят к нигеризации всего континента, возмущаются противники нолливудской фабрики и считают это второй колонизацией. "Мы учим людей жизни, – комментирует такое отношение Эрнест Оби, глава Гильдии актеров нигерийского Лагоса. – Жаль, что они при этом называют нас колонизаторами".

Все попытки ограничить или запретить нолливудское кино в разных странах Африки ни к чему не привели, ведь заменить эту продукцию нечем.

Кино в розницу

Нолливуду не больше 20 лет. Начало кинематографическому буму положил Кеннет Ннебуе, нигерийский торговец из города Онича. В начале 90-х он тщетно пытался продать партию видеокассет. Чтобы товар покупали, Ннебуе решил снять фильм и растиражировать его на кассетах. Сюжет выбрали непритязательный: герой фильма, желая разбогатеть, совершает ритуальное жертвоприношение – убивает собственную жену. Фильм "Жизнь в путах" так понравился нигерийцам, что они смели с полок 750 тыс. копий триллера и принесли создателям фильма целое состояние. Фильм стал классикой нигерийской киноиндустрии и получил премию Африканской киноакадемии.

С первого дня нигерийский кинематограф финансировал себя сам. Правительство лишь создало благоприятные условия для этого бизнеса. Деньги продюсерам дают корпорации, частные лица и религиозные общины. Нигерийская киноиндустрия – второй после государственного сектора работодатель в стране. Для нигерийской молодежи Нолливуд стал заветным пропуском в красивую и легкую жизнь. Звезд местного разлива, зарабатывающих огромные по здешним меркам деньги – до 10 тыс. долларов в месяц, обсуждают в прессе чаще, чем их далеких американских коллег по цеху.

Главная проблема для киноиндустрии сегодня – пираты. Чтобы сделать пиратскую копию нового фильма и распространить по всей Африке, требуется не более двух недель. Так что продюсеры должны успеть снять все сливки с рынка в течение так называемого "брачного сезона", который длится две недели после выхода фильма. И хотя продюсеры жалуются на значительный финансовый ущерб от пиратов, именно они обеспечили нигерийскому кино такую популярность на континенте.

После завоевания Африки кинорынок Нолливуда готовится к дальнейшей экспансии. В конце 2010-го за пределами Черного континента прошел первый кинофестиваль нигерийского кино "Нолливуд сейчас!" Продюсеры устроили его в Великобритании – здесь уже работают несколько платных каналов, которые крутят нолливудские фильмы. "В ближайшее время талантливых нигерийских режиссеров обязательно заметит как Голливуд, так и мировая киноиндустрия", – рисует радужное будущее нигерийский режиссер, актер и продюсер Адекунле Детокунбо-Белло.

Яна Седова, Фокус