Смеха ради. Самые яркие события и курьезы ОМКФ
Испытание классикой, немного документалистики и фильм о конце света с юмором. В Одессе проходит второй международный кинофестиваль
У Одесского фестиваля, по мнению его организаторов, есть все, чтобы стать в один ряд с крупнейшими кинофорумами Восточной Европы. Прежде всего удачно выбраны время и место проведения: не случайно западная кинотусовка больше любит Канны весной или Венецию осенью, чем Берлин зимой. Есть у фестиваля свой кинорынок, и презентации крупных проектов наподобие тех, что ежегодно показывает в Каннах на набережной Круазетт студия "Дисней". На Приморском бульваре в один из первых дней фестиваля прошла акция "Смурфомания" – фигурки синих существ рекламировали мультфильм "Смурфики", который выйдет в украинский прокат в августе.
Но главная приманка для публики – кинозвезды. В этом году в Одессе отметился американский актер Джон Малкович. Компанию ему составили россияне Никита Михалков, Федор Бондарчук, Гоша Куценко, Ирина Апексимова. В фестивальном закулисье говорили о масштабной развлекательной программе для важных гостей – экскурсиях на завод "Шустов" с дегустациями и ежедневных прогулках на яхтах.
Как в гостях. В Одессе Джон Малкович показал фильм "Быть Стенли Кубриком", а также оценил достоинства здешшних мальв и коньяка
Аншлаг, аншлаг
"Для любого человека, связанного с кино, сидеть на Потемкинской лестнице и смотреть фильм – это настоящий рай", – заметил накануне открытия один из членов жюри Клаус Эдер, председатель международной организации кинокритиков ФИПРЕССИ. В этот раз на Потемкинской лестнице снова показывали черно-белую классику немого кино – почти трехчасовую эпопею "Метрополис" Фрица Ланге. Получилось не так символично, как в прошлом году с "Броненосцем Потемкиным", зато снова с симфоническим оркестром. "Вася, говори потише, а то актеров не слышно", – шутили на втором часу фильма зрители, несколько утомленные классикой. Но с показа, тем не менее, не уходили – занять даже стоячее место на ступенях лестницы уже было удачей.
Кинопоказы под открытым небом организаторы решили проводить каждый день. На более камерной Ланжероновской лестнице можно было посмотреть картину "Быть Стенли Кубриком" (ее представил лично Джон Малкович), "Шоу Мельеса" (его привезли внуки самого Жоржа Мельеса), советскую классику "Раба любви" (перед показом выступил лично Никита Михалков) и кино-музыкальное шоу "Антенна" (черно-белый аргентинский фильм сопровождался живым концертом отечественной группы Esthetic Education).
Аншлаги на фестивале сопровождали каждое второе мероприятие. Причем иногда предсказуемо, как на вечернем гала-показе "Меланхолии" – всего один открытый сеанс ленты крупно оскандалившегося на последних Каннах Ларса фон Триера. Или на сессии вопросов и ответов Джона Малковича. А иногда – совершенно непредсказуемо, как на утреннем показе "Бес Пор No" Александра Шапиро – истории о подростке, который снимает порно и конфликтует с собственным отцом-милиционером. Эту участвующую в конкурсе ленту, кстати, единственную от Украины, режиссер снимал несколько лет, и увидеть ее на экранах уже не надеялись. А желающих поучаствовать в мастер-классе сценариста и режиссера Александра Митты, где создатель советского экшен-хита "Экипаж" рассказал о законах создания сценариев, не смутило даже сорокаминутное ожидание в душном помещении. В итоге зал U-Синема на Одесской киностудии, рассчитанный на три сотни мест, был забит под завязку.
Скорее живо
Другая ценная часть – кино. "Чувак, ты смотрел "Звуки шума"? Фирмачное кино, отвечаю", – такие реплики могли относиться к большей части фильмов из программы ОМКФ. О ее разнообразии и о том, что значительная часть картин вряд ли пойдет даже в ограниченный прокат, говорили и члены жюри, и зрители. Среди последних было немало участников Летней киношколы. Она разместилась в палаточном городке неподалеку от Одесской киностудии, и места в ней были раскуплены за месяц до старта фестиваля. Бесплатно туда попали только два десятка финалистов сценарной мастерской – их отобрали из четырех сотен желающих. Правда, сначала победителю обещали профинансировать съемки, однако в итоге инвесторов не нашлось.
Зато денежный приз достанется победителю Украинской панорамы – новой программы фестиваля. В нее попали 12 отечественных картин, снятых за последний год. Эта программа – особая гордость организаторов фестиваля, поскольку в Одессе хотят развивать не только фестивальное движение, но и украинский кинематограф. Получится ли с украинским кино, пока не понятно, а вот кинофестивальное движение ОМКФ точно оживил.
Пан режиссер
Председатель международного жюри, польский актер и режиссер Ежи Штур рассказал Фокусу, почему он не снимает в Голливуде, и о городе, в который влюблен
– Виктория Тигипко на открытии фестиваля пообещала, что зрители будут смеяться до слез. Как, по-вашему, это можно сделать с помощью кино?
– Кино должно оставлять зрителя с надеждой. Я делал очень грустные фильмы, но всегда старался, чтобы зритель ушел с мыслью, что все может быть лучше.
– Самый жизнеутверждающий кинематограф – в Голливуде. Никогда не хотелось там поработать?
– У меня было предложение снимать в Голливуде, но я не договорился. Потому что они сказали: вы снимаете, а монтаж делает кто-то другой. Спасибо! Вся тайна кино – в монтаже. Меня Кеслевский (известный польский режиссер. – Фокус) так учил всю жизнь, он ненавидел съемку. Он не мог дождаться, чтобы съемка окончилась – и в монтажную, на месяц-два.
– Ходите ли вы в кино как зритель, а не как профессионал?
– Редко получается. Это должна быть такая мастерская работа, чтобы я забыл следить за тем, как она сделана. И меня интересует только психологическое кино, я даже "Аватар" не видел, это не мой мир. Последний фильм Вуди Аллена "Полночь в Париже" прекрасен. Я бы хотел сделать такой фильм о городе, в который влюблен, например, о Венеции. Туда была моя первая заграничная поездка – первая, из Польши. Из коммунизма! Потом я был там на фестивале уже с моим фильмом, шел по красной дорожке и у меня было дежавю: я увидел себя там 13 лет тому назад, я там стоял, когда шли Урсула Эндрюс, Шон Коннери.
Фишки и шутки
Чем запомнится второй Одесский международный кинофестиваль
1. "Где министр?" – спрашивал на церемонии открытия ее ведущий Александр Гордона. В написанном для него сценарии значилось выступление главы Минкульта Украины, хотя к этому моменту приезд министра уже был отменен. Российский кинокритик и телеведущий отличился также тем, что экспромтом спел – чтобы потянуть время, пока техники поднимут занавес для кинопоказа.
2. "В тот день, когда я узнал о проекте, просто взял камеру и стал снимать все подряд", – сказал перед показом картины Игорь Лымарь. Начинающий режиссер стал одним из трех украинских участников совместного проекта Ридли Скотта и видеохостинга YouTube "Жизнь за один день". А показ самого фильма при полном отсутствии рекламы стал одним из самых аншлаговых на фестивале.
3. "Есть лишний билетик на "Меланхолию"?" – спрашивали в фойе кинотеатра "Родина" и на лестнице центрального входа с первого дня фестиваля. Организаторы ОМКФ до последнего момента не могли точно сказать, состоится показ или нет. В итоге "Меланхолию" Ларса фон Триера все-таки показали, а билеты на гала-показ закончились за два дня до него.
Юлия Куприна, Фокус