Отпуск с трудом. Украинцы идут в волонтеры, чтобы повидать мир
Участие в волонтерских программах становится для украинцев одним из самых доступных способов повидать мир и возможностью сделать что-то общественно важное
Киевлянин Дмитрий Крониковский, преподаватель факультета автоматизации и компьютерных систем, уже четвертый год проводит свой отпуск за границей. Правда, не как турист, загорающий на пляжах или глазеющий на достопримечательности. Дмитрий – волонтер, и каждый его отпуск – миссия.
В прошлом году он участвовал в экологическом проекте в Южной Корее: убирал пляжи и помогал корейским бабушкам-дайвершам. Годом ранее целый месяц провел в Японии – сначала учил детей английскому языку в Токио, а затем жил в общине фермеров – производителей чая. "Если ты турист, тебе продемонстрируют красивую вывеску, но ты не поймешь, чем живут люди на самом деле. А волонтеру не только покажут изнанку общества, но и привлекут к решению проблем, – поясняет свою мотивацию Дмитрий. – Так, например, я узнал, что в 50-х годах в Южной Корее были созданы отряды женщин-дайверш. Они доставали морские водоросли и разную живность, чтобы прокормить своих детей. А в японском обществе всерьез обсуждают, как бороться с тем, что многие молодые люди годами не выходят на улицу".
Лагерь для взрослых
Если еще десять лет назад таких путешественников, как Крониковский, в Украине найти было сложно, то сейчас в трудовое cheap-trip (англ. – дешевое путешествие) отравляются тысячи молодых украинцев. Одна только молодежная организация "Альтернатива В" ежегодно помогает найти подходящий проект более 300 волонтерам. Когда в начале 90-х она только начинала свою деятельность, многие воспринимали волонтерство лишь как способ бюджетной поездки за рубеж. Возвращаясь в Украину, люди недоуменно спрашивали: "Все хорошо, только непонятно, почему мы стены красили?".
"Нынешние волонтеры уже не просто стремятся выехать за рубеж, а хотят поучаствовать в интересном проекте. Плюс решить свои задачи: например, подтянуть английский язык, завязать дружбу с иностранцами и поработать со своими психологическими стереотипами", – рассказывает сотрудник "Альтернативы В" Оксана Юрик. Участник волонтерской программы платит только за дорогу и членский взнос – 1200 гривен, если едет в Европу, 1600 гривен – если выбирает Азию, США или Австралию.
Стать международным волонтером может любой украинец независимо от возраста. Но предпочтение все же отдают студентам и молодым людям до 30 лет. Дело в том, что им гораздо легче получить визу в иностранном посольстве. Соискателям постарше нужно представить более веские доказательства того, что они не используют волонтерскую программу как возможность нелегальной эмиграции.
"Для начала вы определяетесь со списком стран, затем ищите по базе проекты, которые вам интересны, отправляете письмо со своей биографией и пояснением, почему вы хотите принять участие в волонтерском лагере, уплачиваете членский взнос и ждете ответ", – инструктирует Оксана Юрик. По статистике "Альтернативы В", если отправить запросы в пять проектов, то можно получить приглашение как минимум в один из них.
Одновременно в программе участвуют 10–20 человек из разных стран. В лагерях для взрослых царят почти детские порядки. Вожатый – кемп-лидер – руководит работой волонтеров, организовывает досуг и при необходимости оказывает психологическую помощь. Работают волонтеры 4–5 часов, а в остальное время ездят по стране на попутках и электричках, устраивают пикники и интернациональные вечеринки. Для многих волонтерство – это эксперимент над собой. Судя по отзывам в интернете, как правило, удачный. Кто-то, вернувшись на родину, ищет новую работу, кто-то реализует идеи, почерпнутые в путешествии.
Киевлянка Дарина Рудчук впервые попала на волонтерский проект в студенческие годы. Две недели она провела на острове Сицилия, подгоняя под размеры костюмы участников исторического фестиваля, следя за сценой и убирая мусор после праздника. Сейчас Дарина – частный предприниматель. Помимо занятия предпринимательской деятельностью она третий год возглавляет международный волонтерский лагерь во Львове "Патримонито". Цель лагеря – привлечь внимание львовской молодежи к проблемам сохранения объектов всемирного наследия.
"Каждый волонтер организовывает презентацию своей страны, рассказывая, какие культурные объекты находятся под охраной ЮНЕСКО и что делает государство, чтобы их защитить", – объясняет Дарина. Для нее волонтерский опыт – это путь к себе. Она говорит, что теперь точно знает, чем хочет заниматься.
Трудотерапия и омоложение
"В лагеря ездят вовсе не потому, что хотят бумажки убирать и лягушек с черепахами спасать, а потому, что стремятся интересно жить, – резюмирует специалист по связям с общественностью Люба Прудкова. Ее муж знает: минимум дважды в год Люба отправляется помогать миру. Иначе начнет выть на луну. Этим летом Прудкова как волонтер две недели проведет в немецком городе Мюнхгаузен, где будет заниматься с детьми, имеющими функциональные нарушения.
Волонтерское крещение девушки состоялось три года назад в Германии. В маленьком городке на севере страны она и еще дюжина ее коллег восстанавливали дорогу к местному кладбищу. Вся деревня поддерживала волонтеров. "Приносили домашние пироги, приглашали в гости и даже оплатили нам несколько экскурсий", – рассказывает Люба, которая после этой поездки распрощалась со стереотипом о немецкой скупости. В следующий раз Прудкова решила, что две недели – это мало, и отправилась в Чехию, в небольшой городок под Бруно на трехмесячный проект. В команде с итальянцем, британцем и турчанкой девушка обучала детей из местной школы английскому языку. Местная община оказалась настолько заинтересована в образовательной поддержке, что волонтеры даже получали небольшое довольствие в размере 120–140 евро в месяц.
Побывав в пяти странах, Люба стала кемп-лидером и теперь помогает принимать иностранцев в Украине. По ее словам, большой популярностью наша страна пользуется у волонтеров из Южной Кореи, чуть меньше – среди европейцев. А вот британцы, американцы, канадцы предпочитают экзотические проекты в Африке.
"Вообще-то, волонтерские программы – отчасти дауншифтинг, – говорит 36-летняя Валерия Кузнецова, с которой мы созваниваемся по скайпу. Она участвует в долгосрочном волонтерском проекте, который будет длиться целый год: за это время она несколько раз поменяет сферу деятельности и место жительства. Последние пять месяцев она живет в курортном городишке Ливингстон в Новой Зеландии, помогает убирать гостиницу и организовывает арт-классы для отдыхающих школьников.
По словам Кузнецовой, время для нее остановилось. "Тут всем по 18 лет. И я как бы проживаю опять свои студенческие годы", – сияя, рассказывает Валерия, однажды уставшая ходить по кругу "преподаватель – рекламист – пиарщик". Уже сейчас она задумывается о том, как будет возвращаться в родной город, и о том, как ее изменит проект длительностью в год. "Раньше я часто посещала тренинги, сейчас для меня лучший тренинг – это моя жизнь", – утверждает Валерия.
"Планировать поездку следует заранее, за 2–3 месяца – столько времени требуется на получение ответа от принимающей стороны и виз", – предупреждает Оксана Юрик. Чтобы гарантированно попасть в летние программы, лучше подавать заявки весной. Зато сейчас полно мест на осенние проекты.
География программ не ограничена. "Можете и в США отправиться, только не надейтесь, что в рабочее время вы будет рассматривать статую Свободы или гулять по улицам Нью-Йорка", – говорит Оксана.
Анастасия Рингис, Фокус