Сюжет дня. Реклама лекарств в Украине может оказаться под запретом

Депутаты нацелились запретить рекламу лекарств как таковую. Но специалисты говорят, что бороться с самолечением и скупкой таблеток впрок парламентарии взялись не с того конца, а значит рекламная война принесет больше вреда, чем пользы

Related video

Народный депутат от Партии регионов Татьяна Бахтеева, автор законодательной инициативы о запрете рекламы лекарств, обещает, что проект станет законом уже в сентябре. В парламенте проект был зарегистрирован еще год назад, но пока прошел только первое чтение.

Депутаты-авторы проекта хотят переписать закон о рекламе: дескать, сейчас он не защищает потребителей от назойливых, а порой и агрессивных призывов купить "лечащие" браслеты, серьги, ионизаторы и др. "Люди (преимущественно преклонного возраста) покупают такие медицинские изделия и используют их по собственному усмотрению, а когда не получают ожидаемого результата, пытаются вернуть напрасно потраченные средства", - отмечается в пояснительной записке к проекту.

Еще одним объектом борьбы депутаты выбрали разные диетические добавки (так называемые БАДы): "У широкого круга потребителей создается впечатление, что любую болезнь можно вылечить только с помощью применения БАДов… Потребители, доверяя рекламе, занимаются самолечением, а также лечат своих детей… Такая ситуация представляет прямую угрозу здоровью нации и ее генофонду".

Не остались без внимания и раздутые аптечки населения. По данным депутатов, в 2009 году население скупило безрецептурных лекарств на 8,68 млрд. грн, но половину из них так и не использовало. То есть, граждане пустили на ветер более 4 млрд. грн суммарно или по 87 грн каждый.

Таким образом разработчики проекта пришли к выводу, что "реклама лекарственных средств только вредит здоровью граждан". Чтобы сделать посыл доходчивее, депутат Бахтеева привела некоторые цифры. Только за первый квартал фармкомпании инвестировали в рекламу лекарств 752 млн. гривен. Этого бы хватило, чтобы полностью профинансировать госпрограммы по борьбе с туберкулезом и СПИДом.

Запретить рекламу предлагается на телевидении, радио, в печатных СМИ, на биллбордах и на транспорте. От авторов рекламы медизделий и медтехники, методов лечения будут требовать четко дать понять потребителю, что перед ним агитка.

Депутатскую инициативу поддерживает министр здравоохранения Александр Анищенко. К группе поддержки присоединилась и Госслужба по лекарственным средствам: у них к рекламе свои претензии. Список наиболее часто подделываемых препаратов четко совпадает со списком рекламируемых. И это логично, подделывать лучше всего то, что уже на слуху: фестал, мезим, флюколд.

А вот специалисты отрасли не сомневаются: новый закон принесет больше вреда, чем пользы. Как ассоциации рекламистов, так и объединения фармацевтов предупреждают: у государства и так достаточно полномочий, чтобы контролировать рекламу. Если этого до сих пор не было сделано, то проблема не в плохом законодательстве.

Деятели рекламного и фармрынка попытались опровергнуть самые распространенные мифы о рекламе. Как например такой, что чем больше рекламы в СМИ, тем больше население скупает лекарств. По данным GFK, в 2008-2010 году вложения в прямую телерекламу увеличились на 79%, а вот потребление безрецептурных препаратов даже в 2008 году сократилось на 4%. Год спустя оно упало еще на 6% и лишь в прошлом году немного выросло (+3%), но на докризисный уровень так и не вышло.

В Европейской бизнес ассоциации согласны, что расходы на рекламу увеличились, но объясняют: связано это не так с агрессивной политикой производителей, как с тем, что реклама в СМИ с начала года подорожала на 30-40%.

Ассоциация не спорит: бесконтрольное применение лекарственных средств нужно сдерживать. Но перед этим стоит задуматься о причинах. "А главной причиной этого негативного явления является отсутствие эффективной организации системы медпомощи в Украине и, как результат, недоверие украинцев к системе здравоохранения в целом", - приводит заявление ЕВА Аптека.ua.

Кроме того, и рекламисты, и фармбизнес предупреждают, что Украина опять пытается изобрести свой особый велосипед. Так, к примеру, из всех европейских стран реклама лекарств ограничивается лишь в Норвегии и исключительно на телевидении. Среди стран СНГ запрет вводился только в Азербайджане в 2006 году, но был снят в июне 2010-го в целях спасения отрасли.

В открытом письме в Верховную Раду бизнес обращает внимание: закон не решит проблемы препаратов и приборов, которые якобы лечат все, но на самом деле являются пустышками. Депутаты хотят ограничить рекламу медизделий, но все эти сережки-браслеты-ионизаторы по документам таковыми не являются, а следовательно останутся и на страницах газет, и на экранах телевизоров.

А пока бизнесмены и политики спорят, быть или не быть рекламе лекарств, в парламенте замахнулись на еще один кусок рекламного рынка. Предполагается, что в рекламных роликах вообще не должно быть людей в белых халатах. Образ врача нужно отделить от продажи кремов, зубной пасты, шампуней, других косметических средств. Кабмин поручил подготовить такой проект до ноября.

Фокус.ua