Перед бурей. Обзор августовских новинок CD

Пока маститые артисты греются на солнце в ожидании осени, в музыкальном обзоре преобладают темные лошадки

Red Hot Chili Peppers, Blink 182, Evanescence, Бьорк и Тори Амос, чьи альбомы наведут шороху, своих цыплят начнут считать с сентября. Пока же по обе стороны Атлантики купается в лучах посмертной славы Эми Уайнхаус и получает крупные дивиденды взлетевшая до небес юная Адель. Что никак не мешает сотням рядовых пчелок музыкальной индустрии. На их фоне появление совместного диска рэперов высшего эшелона Канье Уэста и Jay-Z похоже на прогулку слонов по вольеру с моськами.

Блюз
The Kenny Wayne Shepherd Band
How I Go
Roadrunner Records

Кто: Прогремевший в середине 90-х как гитарный вундеркинд Кенни Уэйн Шеппард и его команда.

Что: Часовая порция блюза с классическим гитарно-барабанным набором.

Как: Чистенько, аккуратно и респектабельно. При всей шумихе, которая сопровождала восхождение Кенни пятнадцать лет назад, раннее созревание так и осталось его главной профессио-нальной фишкой. Почерка блюзового мастера в его игре не наблюдается, сплошь эхо великих, у которых Шеппард учился: тут Би Би Кинг, Эрик Клэптон, Стиви Рэй Воэн. Плюс голосовые данные у Кенни, конечно, до боли заурядные – может, стоило нанять для проекта и вокалиста, а самому сосредоточиться на шести струнах. Однако на другой чаше весов – ясность звукоизвлечения, пластика сольных партий, способность заставить гитару говорить. Такой железобетонный средний уровень многим и не снился.

Альбом месяца
Рэп

Kanye West & Jay-Z
Watch The Throne
Def Jam

Кто: Два представителя хип-хоп-элиты, которые, громыхая цепями и растопыривая пальцы, не забывают самозабвенно заниматься музыкой.

Что: Полтора десятка авторских опусов, под завязку нашпигованных сюрпризами, включая сэмплы с голосами Нины Симон и Джеймса Брауна.

Как: И Канье Уэст, и Jay-Z – скорее поющие продюсеры, чем обычные рэперы. Бесконечные поиски новых звуковых комбинаций, работа на стыке разных проявлений поп-музыкальной культуры – их стихия. В альбоме кореша мастерски комбинируют мягкость соула, угловатость рэпа, широту размаха классики и технологизм хауса. Помимо упомянутых легенд прошлого, в их песнях оживают Отис Реддинг и Кертис Мейфилд. В текстах, как обычно, куча глупостей – о "малыше Иисусе", Майкле Джордане, Эдди Мерфи и пр. Можно, конечно, забраковать эту груду многословных пыхтелок и сопелок как еще одну порцию гламурного псевдоискусства. Однако, слушая грандиозный номер H.A.M. и ювелирную лирику New Day, сложно отделаться от мысли, как к лицу этим двум мужчинам написанные тридцать лет назад БГ строки "у черных есть чувство ритма, у белых – чувство вины".

Прог-рок
Брати блюзу

The City That Never Sleeps

Кто: Незаслуженно малоизвестная ивано-франковская группа, первый в истории украинский представитель на фестивале Sziget (1998).

Что: Умный и насквозь интеллигентный прогрессивный рок с преобладанием клавишных, саксофона и гитары.

Как: "Брати блюзу", как и пророки, в своем отечестве, увы, мало кому нужны. Их новый альбом, писавшийся в Киеве и Вене, вышел на европейском лейбле, а в Украине продается лишь стараниями самих авторов – вернее, клавишника и основателя группы Мирослава Левицкого. В наших дремучих реалиях все логично: "Брати" исполняют техничный инструментальный сплав джаза, арт-рока и неоклассики, а эти жанры у нас всегда существовали на обочине.

Между тем это очень приличный уровень, и особенно важно, что группе удалось найти баланс между мозгами и сердцем – от этих мудреных нотных построений веет теплом. Да что тут говорить, если в композиции с названием Vienna Woods саксофон закладывает гуцульские виражи.

Фрик-диск
Фолк-эмбиент
Minor Sailor

How Things Happened
How Sweet Home Studios

Кто: Французская группа, которая в разделе "откуда" на своей страничке в Myspace почему-то указала Рейкьявик.

Что: Обворожительные страдальческие песни с доминированием акустической гитары.

Как: Голос солиста по имени Джереми тембром похож на вокал Дэймона Элбарна, так что, не вооружившись информацией, этот диск можно принять за неизвестный альбом Blur. Бархатный бас, губная гармошка, шуршание клавишных – хочется обнять и плакать. Взглянув на названия песен ("Доктор сказал", "Доктор сказал снова") обнять и плакать хочется уже не образно. Судя по интонациям Джереми, от доктора поступили не лучшие новости. Выйди этот прозрачный и хрупкий альбом на пару лет раньше, он вполне мог стать саундтреком к "Меланхолии" Ларса фон Триера.

Хеви-трэш
Trivium

In Waves
Roadrunner Records

Кто: Квартет из штата Флорида, который конвертирует тяжелую музыку в неплохие коммерческие показатели.

Что: Замысловатый микс суровых гитарных жанров с преобладанием трэша, хеви- и спид-метала.

Как: Trivium сидят на двух стульях – играют жестокий рок и при этом хорошо зарабатывают. Уже не первый альбом команды Мэтта Хифи звучит как нечто среднее между Blind Guardian, Sepultura и группой Nickelback. Деньги к рукам липнут: в США и Британии диски Trivium уверенно пасутся в чартах на уровне тoп-20, что для такой музыки – блестящие показатели. Поразительно, что Хифи умудряется при этом сохранять эпический аромат тяжелой классики – он не ленится сочинять ажурные соло, и вообще, его песни звучат по-хорошему олд-скульно. За обложку – отдельный +1.

Классика
Arabella Steinbacher |& Robert Kulek

Johannes Brahms: Complete Works For Violin And Piano
PentaTone Music

Кто: Молодая, но уже авторитетная немецкая скрипачка Арабелла Штейнбахер и американский пианист, уроженец Риги, Роберт Кулек.

Что: Три поздние сонаты Брамса, написанные им незадолго до периода затворничества.

Как: Кулек и Штейнбахер сотрудничают не впервые – три года назад они вместе записывали Равеля и Пуленка. Поэтому вопрос сыгранности тут не стоит. Чаще на переднем плане все-таки Арабелла, так уж решил Брамс – все сонаты формально именуются скрипичными. Но Кулек убедительно отрабатывает вторым номером и неспроста считается одним из лучших партнеров для совместных проектов.

Игорь Панасов, Фокус