Карта мира. Дальше некуда. Путешествие на Приполярный Урал
Журналист Юлия Слинько побывала в самом отдаленном уголке Европы – на Приполярном Урале, где нет ни людей, ни машин, ни дорог
Укроп у меня в этом году только во-о-о-т такой вырос. Одетая в зимнюю куртку женщина характерным жестом показывает своей попутчице по маршрутке микроскопическую высоту урожая.
– У вас всегда такая погода? – интересуюсь я.
– Да нет, это лето холодное выдалось, а так и до 30 градусов доходит, – сокрушается жительница города Инта в Республике Коми.
На дворе 3 августа, но термометр в центре приполярной Инты показывает всего +10. Рядом с городским гербом – оленем на фоне северного сияния – это выглядит логичным.
Запретный плод
Последние несколько ночей похода наши палатки и байдарки покрывались инеем. При этом днем припекало солнце и можно было бы неплохо загореть, если бы не назойливые мошки. Но ни суровый климат, ни ледяная вода горных рек, ни долгая дорога из Киева (двое суток в поездах), ни гнус с комарами – не повод отказываться от посещения этих мест.
Несколько рек на территории национального парка "Югыд Ва" ("чистая вода" в переводе с языка коми) – одни из самых заманчивых туристических маршрутов для байдарочников. Прозрачную воду горных рек Балбанъю и Кожим можно пить прямо из-за борта некипяченой. Загрязнить ее просто некому: люди здесь не живут, а до единственного в этих краях города, Инты, полтораста километров.
Но еще полвека назад не было и его: Инту основали во время Второй мировой, когда стране потребовался уголь Печорского месторождения. Еще недавно Инту и ее соседку Воркуту ассоциировали не с красивейшей природой, а с ГУЛАГом, репрессиями и великими стройками коммунизма. Для туристов дикая природа лесотундры и обрывистые скальные берега здешних рек стали доступны лишь в конце 1990-х – до этого тут добывали золото и посторонним вход в эти места был заказан.
"Уралом" по Уралу
К началу маршрута на реке Балбанъю водитель грузовика "Урал" с кунгом вез нас долгие шесть часов. За это время мы преодолели лишь сотню километров: по дороге, представляющей собой смесь грязи и камней, с ветерком не погоняешь. А реку Кожим машина и вовсе форсирует вброд – автомобильных мостов здесь нет. Это относительно комфортная заброска, ведь к началу других уральских маршрутов группы туристов добираются на вездеходах и даже на вертолетах.
Турприют из нескольких деревянных домиков в начале маршрута и поселок Кожим-Рудник с 13-ю официальными жителями в конце – вот и вся цивилизация на нашем 130-километровом пути. Компанию иногда составляют лишь немногочисленные группы туристов на байдарках и катамаранах да каменные бабы – причудливые столбы выветривания, от которых и произошло название Балбанъю ("река идолов").
Горы для народа
Окрестности Балбанъю интересны не только водникам, но и пешим туристам – именно здесь расположена гора Народная. Она ниже нашей Говерлы, всего 1895 м, но все же это самая высокая вершина Урала. Вокруг ее названия не утихает спор по поводу того, на какой слог ставить ударение. При СССР предпочитали ударение на "о" – мол, гора названа в честь советского народа. Сейчас гору "переименовали", переставив ударение на "а" – от соседней реки Народы. Ну а любителям экзотики предлагается мансийское название– Поэн-Урр.
Для восхождения также интересны и соседние с Народной вершины, например живописная Манарага ("медвежья лапа"), которую венчает корона из скальных зубцов. Мы же ограничились восхождением на хребет Малдынырд по скоплению валунов и снежникам. Открывшийся оттуда вид на горную цепь Сана напоминал о том, что мы на самой границе между Европой и Азией. Только вместо пограничных столбов Северо-Восточную окраину Европы обозначают молчаливые каменные вершины с лиственницами и березами у их подножий.
Вернувшись в Инту и глядя на проносящиеся по городским улицам скромные "Жигули" и роскошные BMW, не верится, что своим ходом отсюда эти легковушки могут проехать лишь 10 километров –до станции Инта-I. Дальше –только нитка железной дороги и сотни километров дикой природы.
Полезная информация
Нацпарк "Югыд Ва" с территорией почти 2 млн. гектаров – объект наследия ЮНЕСКО "Девственные леса Коми", и попасть туда можно только с письменного разрешения администрации. Оформление разрешения на нашу группу из восьми человек прошло для меня несложно. Главное – озаботиться этим не позже чем за полтора-два месяца до планируемого срока посещения. Информацию об участниках группы можно передать по электронной почте, а найти грузовик "Урал" и попутчиков для совместной заброски можно на туристических форумах или опять-таки через администрацию парка.
Разрешение стоило нам около 300 грн./чел., 100-километровая поездка на "Урале" от Инты – 400 грн./чел. Подробности можно узнать на сайте парка "Югыд Ва".
Юлия Слинько, Фокус