Деньги из воздуха. Украинские звезды учатся зарабатывать на трансляции песен
Ротации на радио и телевидении теперь обеспечивают исполнителям не только популярность, но и дополнительный доход
Еще несколько лет назад разобраться в том, кто на ком делает деньги – радиостанции и телевидение на артистах или наоборот, было крайне сложно. Сегодня в этом споре можно поставить точку. "Радиостанция – это прежде всего бизнес, который строится на трансляции чужой интеллектуальной собственности – песни. Если правообладатели вдруг запретят радиостанциям использовать их продукт, то те перестанут существовать. Но если радио исчезнет, артисты будут жить и работать дальше – есть ТВ, интернет", – вносит ясность директор Коалиции исполнителей и продюсеров Украины Дмитрий Прикордонный.
Музыканты, радиостанции и музыкальные телеканалы существуют в своеобразном симбиозе. Первые увеличивают свою популярность и получают доходы от выплат за использование песен (роялти), вторые повышают свой рейтинг, прокручивая интересную слушателю музыку.
Сегодня в большинстве случаев артисту, даже начинающему, больше не нужно платить деньги за попадание в эфир. "Культура музыкального бизнеса изменилась. Для радиостанции важнее сохранить лицо и формат, а доход от рекламы настолько велик, что ставить некачественный продукт за деньги просто невыгодно", – объясняет Дмитрий Прикордонный.
Клиповое сознание
Несколько лет назад продюсер молодой и никому не известной исполнительницы, особо не блещущей талантом, зато хорошо обеспеченной, мог прийти на радиостанцию или телеканал, заплатить и организовать своей подопечной ротацию. Сегодня ему придется иметь дело с музыкальным редактором, который определяет, достойна ли композиция того, чтобы попасть в эфир. "На радио за ротации не платят. Сейчас это не распространенная практика", – утверждает директор Украинского музыкального альянса Павел Калениченко.
Ситуация с оплатой ротаций на радиостанциях изменилась 5 лет назад, когда была введена 50-процентная квота на звучание в эфире украинской музыки. По словам экспертов, никто не придерживался этой квоты. До нововведения в эфире звучало 9% отечественного продукта, после – 22–25%. Но даже такое количество гарантированного эфира заметно облегчило жизнь исполнителям и их продюсерам, ведь ротации повышают популярность артиста. "Без ротации на радио практически нет шансов на то, что аудитория запомнит и полюбит песню. Клип помогает слушателю начать идентифицировать артиста, знакомит с его образом, эстетикой. Ротации на радио делают совершенно другое – слушателям запоминается не только образ певца, но и сама песня", – рассказывает Фокусу генеральный директор "Хит FM", а также генеральный продюсер Radio Roks и "Русского Радио" Виталий Дроздов.
Именно с ротациями на радио связана одна из главных тенденций в украинском музыкальном бизнесе. Если раньше выплата роялти была лишь каплей в море дохода артистов, то сегодня ее роль стала более существенной. Павел Калениченко объясняет это тем, что после кризиса у артистов стало намного меньше концертов и корпоративов, рынок же дисков последние несколько лет особой погоды не делает, зато все больше радиостанций, а также кафе, ресторанов, отелей добросовестно выплачивают роялти правообладателям.
Совсем другая история с ротациями клипов на телевидении. Сегодня молодому исполнителю, который хочет попасть в телеэфир, по-прежнему нужно платить, однако, по словам Павла Калениченко, теперь это стало официальной практикой, и оплата идет по документам. "На телеканал приходит продюсер неизвестной артистки, у папы которой имеются деньги, и говорит: у меня есть вот такая артистка, посмотрите клип, он очень хороший, заинтересует зрителей, – описывает процесс Калениченко. – Менеджер канала смотрит и говорит: это неформат, плохой клип. Но если вы хотите, то мы можем разместить, но нужно оплачивать".
Стоимость одного показа клипа составляет около $300–400. Причем чем ниже качество ролика, тем выше стоимость каждой последующей ротации. "Телеканалы теряют в рейтинге из-за того, что ставят в эфир не самый лучший продукт", – объясняет Павел Калениченко.
"Мне приходится говорить всем продюсерам уже лет десять: можно снять клип за 15 тысяч долларов и потом отдать 50 тысяч за ротации. А можно сделать за 50 тысяч долларов клип и ничего не платить за ротации, если клип будет хороший", – рассказывает генеральный продюсер музыкального телеканала М1 Валентин Коваль. – Были случаи, когда нам приносили клипы, и мы говорили "Ах!". Эти люди до сих пор не знают, сколько стоит ротация на М1".
Верните наши квоты
Проблема, которая сегодня волнует отечественных исполнителей больше всего, – грядущая отмена той самой квоты на количество украинской музыки в радио- и телеэфирах.
Идея принадлежит народному депутату от Партии регионов Елене Бондаренко. По ее мнению, в условиях, когда половина радиоэфира должна принадлежать украинской музыке, невозможно существование станций разных форматов. Например, джазовых или академических. "Это не так, – считает Павел Калениченко. – Например, на территории Киева есть разные радиостанции, в том числе джазовые. Станций с классикой нет не потому, что мало украинской классики – просто она не пользуется спросом у аудитории, и у нее очень маленький рынок радиорекламы. В Украине этот рынок меньше рынка телерекламы раз в шесть, в Европе – меньше раза в три".
Дмитрий Прикордонный также против отмены квот. По его словам, подобная политика – абсолютно нормальная и практикуется во всех цивилизованных странах. При таких условиях радиостанции сами заинтересованы в поиске качественной отечественной музыки. Отмена же квотирования приведет к тому, что за ротации снова придется платить, а уровень украинской музыки снизится.
Ирина Навольнева, Фокус