Семья на колесах. В Украине растет число автомобильных фанатов
Фанаты автобрендов из небольших групп создали крупные сообщества – со своей властью, правилами, скидками и спортивными турнирами
На футболке одного из участников Honda Fan Fest – логотип Honda и надпись: "Любимой не изменяю". Этим здесь никого не удивишь, для большинства собравшихся автобренд и сообщество его фанатов – важная часть жизни. Со стороны все выглядит, что и говорить, забавно. Взрослые совсем по-детски не могут оторваться от своих и чужих "машинок" и происходящего шоу, а их дети настойчиво тянут родителей домой.
Fan Fest, или просто слет, – событие года для каждого автоклуба. Здесь собирается максимальное количество участников, приезжают фанаты из других стран и неохваченные сообществами автовладельцы. На таких тусовках понимаешь, кто эти люди и что их объединяет.
40 тысяч евро за неделю
У киевлянки Ольги Покотило автомобиля нет. Но несколько лет назад она познакомилась с членами автоклуба Honda-Mafia и теперь утверждает, что это ее семья. Она достает мобильник и показывает телефонную книгу: "Андрей-Хонда, Аня-Хонда, Дима-Хонда, Костя-Хонда…" И так – почти все записи.
Ее подруга Анастасия Джибути работает на телевидении, водит Honda Civic и не менее азартно убеждает, что клуб – это в первую очередь друзья и общение. А марка авто – лишь повод для знакомства. "Количество хороших людей на квадратный метр здесь выше, чем где-либо. Поэтому наши ребята, даже если меняют машину, обычно все равно остаются в Honda-Mafia, – показывает Анастасия на черный джип Infiniti с хондовской наклейкой. И сходу предлагает стать членом клуба: "Ничего страшного, что вы на "Пьяной хонде" (так они называют Hyundai за схожесть эмблемы. – Фокус), у нас таких много".
Обе девушки, как и остальные члены клуба, брали отгулы на работе, чтобы помочь организовать фестиваль. Причем делали и будут это делать абсолютно безвозмездно, говорят они. Но пользы от клуба и без денежного вознаграждения достаточно. "По любым вопросам мы обращаемся сначала в наш интернет-форум, а затем уже в Google, – говорит Анастасия. – Обсуждаем там все подряд – от запчастей до воспитания детей. Организовываем совместные поездки на отдых. Собираем команды по футболу, волейболу и боулингу, которые участвуют в турнирах среди автоклубов".
Членство в Honda-Mafia – еще и помощь одноклубников при аварии или поломке (благодаря sms-рассылке), а также клубная карта со скидками на автосервис и другие дисконтные карточки участников, которые можно одолжить в любой момент. Старожилы автоклубов говорят, что даже по магазинам не ходят – знакомые есть повсюду, с их помощью любой товар можно купить дешевле.
Но все это мелочи по сравнению с историей, которая произошла два года назад. Тяжело заболел маленький ребенок одного из членов Honda-Mafia, потребовалась немалая сумма на операцию по удалению опухоли головного мозга. Буквально за неделю клуб собрал 40 тысяч евро и нашел мецената, который добавил еще 100 тысяч. Ребенка удалось спасти, неделю назад он пошел в школу. "С тех пор мы помогли еще шести детям, – рассказывает Анастасия. – И закрепили за собой детский дом в Черниговской области, которому регулярно помогаем чем можем".
Заслужить членство
Honda-Mafia – один из десятков подобных клубов в Украине. А пионерами этого движения 12 лет назад стали водители BMW. Сейчас их клуб – мощнейший в Украине, это общественная организация, топ-менеджменту которой позавидовала бы любая крупная компания: президент, четыре вице-президента, шесть директоров, десятки руководителей отделов и 22 филиала по всей стране.
Причем все руководство клуба работает на голом энтузиазме. В том числе и президент. Перед нашей беседой он, как заправский механик, в футболке, джинсах и кепке копался в двигателе своей машины. У Анатолия Бурбезы есть постоянная работа, автомобильное же сообщество, утверждает он, прибыли не приносит. "Как только начнешь зарабатывать на клубе, он развалится, – считает Анатолий. – Живем благодаря ежемесячным членским взносам и на деньги спонсоров. Компания BMW иногда помогает, в основном на фестивалях".
Анатолий не любит говорить о выгоде, которую получают члены клубов. "Тем, кто приходит к нам и первым делом спрашивает "Что мне это даст?", мы обычно отказываем, а "крутые" просто не приживаются, – рассказывает он. – Мы не гонимся за количеством. Нам нужны порядочные, адекватные люди, которые сами могут что-то сделать для клуба".
Стать членом BMW-Club непросто – отбирают, как для работы в спецслужбах. Сперва пишешь заявление, затем в роли кандидата участвуешь в акциях – приобретаешь авторитет. И только спустя год, если удастся получить рекомендации больше трех членов клуба, можешь стать одним из них. При этом надо еще вступительный взнос заплатить – и сумма эта немаленькая, потратить ее готовы только те, для кого стать частью сообщества действительно важно.
Составить обобщенный портрет члена BMW-Club Анатолию Бурбезе сложно. Говорит, общее – разве что возраст, около сорока. "Социальный статус и уровень доходов разный – есть владельцы старых машин за 8 тысяч долларов, а есть и за 80, – отмечает он. – Политические взгляды тоже разные. Осенью 2004 года клуб чуть не разорвало пополам. С тех пор в правилах четко прописано: лишь слово о политике, и бан на месяц. А то и навсегда".
Амортизатор для жены
Военный в отставке и бывший автогонщик Андрей Кузнецов сейчас работает психологом. Не бедствует, по крайней мере может похвастать раллийной Subaru в своем гараже. Там же стоит и "копейка". К 45 годам Андрей сменил 14 автомобилей, протестировал в разы больше. Но от ВАЗ-2101 не избавился. А шесть лет назад стал одним из первых участников клуба любителей этой модели. Даже такая машина способна объединять вокруг себя небедных людей. "Это уже стадия психического заболевания, – смеется Андрей. – На самом деле мы просто любим копаться в этих железяках, делать их более удобными или возвращать оригинальный вид. Кто-то в боулинг играет, другие на Карибы ездят отдыхать, а мы – в гараж. Возиться с современными авто не так интересно – у них души нет, сплошная электроника, ты их не ведешь, это они тебя везут. Разве что у тебя Lamborghini.
Таких, как Кузнецов, самых старых и активных членов сообщества, немного – человек 40. Как и участники других автоклубов, они считают себя семьей. "По-другому не назовешь, когда на твоей кухне толпа людей маринует выварку шашлыков для клубной вылазки", – говорит Андрей. И с гордостью вспоминает историю, как один из "вазовцев" сломался на полпути в Дагестан, бросил кличь, и на помощь к нему из Одессы, Николаева, Херсона выехало машин шесть. Починили и вернулись. "Да и настоящие семьи у нас есть – с десяток пар поженились, познакомившись в клубе, – рассказывает Кузнецов. – А в этом году в трех семьях дети родились.
Собственная семья Андрея никогда не ревновала его к увлечению и не обижалась на трепетное отношение к автоклубу. Со временем жена тоже втянулась в автомобильную тусовку, даже штурманом стала. "Была такой гламурной, а теперь вместо шляпок – шлем, вместо косметики – чехлы и диски покупает", – улыбается Андрей.
По его словам, заразить родных своим увлечением – единственный способ избежать конфликтов. А сделать это не так сложно, как кажется. "Мой друг как-то подарил своей жене на день рождения амортизатор, ленточкой красиво замотал, – вспоминает Андрей. – И когда она опешила: "Зачем мне это?", невозмутимо ответил: "Ну, с твоей же, пассажирской, стороны стучит".
Сергей Болотников, Фокус