Перед просмотром сжечь. Китайский художник создает картины из пороха

Чтобы взорвать представления украинцев о современном искусстве, китайскому художнику Цай Гоцяну понадобилось две недели, 11 сортов пороха и 150 помощников

Центр современного искусства "Изоляция" в Донецке встречает свежими насыпями щебенки. В первом выставочном зале гостям предлагают надеть бахилы. Справа от входа пол покрыт солью и выставлены гигантские портреты рабочих соляной шахты. Слева – на рассыпанном по полу угле – портреты добытчиков черного золота. Картины выглядят так, будто сделаны были в спешке, а после еще и пережили столкновение со стихией. В следующем выставочном зале на мониторах можно увидеть, как создавались эти портреты.

Цай и его команда

Цай Гоцян – не последний человек в современном искусстве. В 1999-м он получил "Золотого льва" на Венецианской биеннале, и мир узнал его имя. В 2007-м на аукционе Christie"s серия пороховых рисунков Цая была продана за $9,5 млн. – и он узнал себе цену. В "Изоляции" гордятся тем, что показывают не ретроспективу Цая Гоцяна, а работы, созданные им в Украине.

Идея проекта "1040 метров под землей" родилась в мае: тогда живущий в США художник впервые побывал на Донбассе, где за вдохновением и адреналином спускался в соляную и угольную шахты. Когда в августе вместе со своими нью-йоркскими помощниками он снова приехал в Донецк, его уже ждали 27 шахтеров, готовых позировать, 18 местных художников, желающих делать портреты, и многочисленные волонтеры. Всего в создании двух инсталляций Цая Гоцяна участвовали полторы сотни человек.

Первая инсталляция называется "Колыбельные". В полуразрушенном после пожара заводском цеху установили девять старых шахтных вагонеток. Внешние моторчики приводят их в движение – вагонетки со скрипом качаются из стороны в сторону. В каждой вместо младенца – проектор, транслирующий кадры из советских фильмов. Вместо погремушек – советское же старье: кубки и медали, духовые инструменты из старого заводского Дома культуры. "Эти вагонетки-колыбели символизируют путь, который никогда не заканчивается", – на всякий случай уточняет Цай Гоцян. Зрители находят инсталляцию эмоциональной, но трактуют вольно.

Китайская церемония

Вторая инсталляция называется "Портреты на плечах": холсты с лицами шахтеров установлены на рамах, с помощью которых на парадах носили лики вождей. Каждого героя рисовали трижды.

Сначала местные художники набросали эскизные портреты горняков, только что поднявшихся из забоев. Рисовать угольщиков собрались стар и млад: рядом с 13-летним учеником художественной школы – преподаватель архитектурного вуза. Один из местных добровольцев, Марат Магасумов, за 20 минут делает два эскиза сидящего перед ним забойщика. "Еще никогда мне не приходилось рисовать таких смуглых людей", – смеется художник. Его визави сообщает, что позировать после смены, когда "хочется домой и пивка", труднее, чем уголь добывать.

В этот же день, уже на территории "Изоляции", художники увеличили свои эскизы до монументальных размеров. Затем волонтеры с помощью ножей превратили изображения в трафареты и уложили их на холсты. Когда пришло время работы с порохом, к делу подключился сам Цай Гоцян. Он засыпал взрывчатую смесь в появившиеся на бумажных портретах прорези. Чтобы добиться разных эффектов при поджигании, были использованы 11 видов пороха.

"У человека, который видел процесс создания пороховых картин, будет совсем другой взгляд на результат, – объяснил Цай. – Именно поэтому мы приглашали всех желающих наблюдать за поджиганием, а также вели онлайн-трансляции взрывов". Пороховые картины всегда интересовали художника, прежде всего как возможность доверить творчество случайности и посмотреть, что из этого выйдет. В Украине для фирменной техники Цай Гоцян нашел идеальную тему. Художник надеется, что энергия, "пойманная" им в результате взрывов и зафиксированная на холстах, сравнима с той, которую во глубине донбасских руд добывают шахтеры.

Гори, гори ясно

5 самых эффектных проектов Цая Гоцяна

"Проект для инопланетян №10: расширение Великой китайской стены на 10 тысяч метров", 1993, пустыня Гоби. С помощью 600 кг пороха на 15 минут к каменной стене пристроили огненно-дымовую.

"Неуместный: сцена первая", 2004, Бостон (США). Инсталляция из восьми "взрывающихся" автомобилей объехала весь мир.

Head On, 2006, Музей Гуггенхайма в Берлине. 99 волков, врезающихся с разбега в стеклянную стену, – высказывание Цая Гоцяна по поводу Берлинской стены. Абсолютный выставочный хит художника.

"Следы истории", 2008, огненное шоу для церемонии открытия Олимпиады в Пекине.
С помощью фейерверка на ночном небе изображены шаги.

"Путешествие по Средиземноморью", 2010, Музей современного искусства, Париж. Пороховые пейзажи дополнены разлившимся в выставочном зале морем из оливкового масла.

Источник: www.caiguoqiang.com

Наталья Кандаурова, Фокус