Кто и зачем покупает немецко-фашистскую атрибутику

Победители, яростно швырявшие под ноги штандарты разбитого вермахта на параде в 1945 году, удивились бы, узнай они, что в родной стране вражеская символика будет с успехом продаваться

Собиратели фашистских орденов и медалей, а также немецкого армейского и эсэсовского обмундирования времен Второй мировой войны утверждают, что их увлечение не связано с идеологией и тем более не является возрождением нацизма. Это, по их словам, обычное коллекционирование и любовь к истории.

Без неофашистов
Купить нацистские знаки, форму или даже образцы оружия проблемы не составляет. В Киеве уже около 8 лет существует компания "Проф-1", занимающаяся продажей военной атрибутики и амуниции армий стран НАТО. А год назад в трех магазинах компании начали продавать форму и награды немецко-фашистских захватчиков.
– Если есть выставки-продажи, где не только одежду и ордена, а даже оружие запросто продают, то почему этого не можем делать мы? – удивляется старший менеджер магазина "Рекрут" Александр, подчеркивая, что оружие они все-таки не продают.

В основном униформу, награды, знаки воинского отличия покупают люди, увлеченные военной реконструкцией.
– Согласитесь, если проводится реконструкция по сценарию, например, форсирования Днепра, не бегать же "фашистам" в русской форме, – говорит Александр.

Он замечает, что клиенты их торговой сети – это люди, которым за тридцать.
– Двадцатилетним это неинтересно, они же о войне ничего не знают. Прадеды, воевавшие во Второй мировой, рассказать им о ней не успели. Впрочем, молодежь немецкие кепки покупает, это самый ходовой товар, – рассказывает управляющий магазином.

На вопрос Фокуса, заходят ли сюда скинхеды и неофашисты, Александр отвечает: "Да у них денег нет".

В магазине около 60 наименований "нацистских" товаров – от пряжек и фляг до кителей. Значки стоят 45  грн., ордена – 200–300. Пара из кителя и брюк – от 800  грн. Аутентичных товаров времен войны тут нет. Все современное: сделано во Франции, Германии, США. Каков объем продаж такой продукции, Александр сказать затрудняется:
– Могут прийти и сразу купить три комплекта формы, а бывает, что месяц никто ничего не покупает.

Орденоносцы и портачи оружия
Настоящие, аутентичные вещицы военных лет можно найти прямо в центре Киева, на Андреевском спуске. Киевлянин Евгений продает советские значки; тут же – старая лента к пулемету Калашникова и проржавелая немецкая каска, за которую продавец просит три сотни гривен.
– А в более-менее нормальном состоянии каска стоит 500 гривен, – рассказывает Евгений. – Их охотно байкеры покупают, делают себе мотоциклетные шлемы.

На Андреевском спуске немецкой военной символики все-таки не очень много, больше – советской. Другое дело – у боулинг-клуба близ киевского метро "Нивки": по выходным в этом месте бойко торгуют фашистскими подлинниками. Кроме того, каждую последнюю субботу месяца в Международном выставочном центре на Левом берегу собирается около тысячи продавцов такого старья, а количество посетителей может доходить до 20 тысяч.

Немецкая медаль здесь стоит от 100  грн.; орден "Железный крест" – 500. "Шмайсер", пистолет-пулемет МР-38 или МР-40 стоит 15–20 тыс. грн.
– Оружие настоящее, причем не вырытое из земли в местах сражений (металлолом никому не нужен), а взятое с наших складов, – рассказывает Николай Лемнев, председатель Слобожанской ассоциации военно-исторических клубов. – После войны из Германии было вывезено много трофеев, и теперь они постепенно просачиваются на рынок. Кстати, попытка продать "шмайсер" в нормальном состоянии чревата последствиями: при добром прокуроре можно получить 7 лет.

Но компании, связанные с Минобороны и занимающиеся торговлей оружием, продают трофеи вполне официально, предварительно приведя в боевую негодность и превратив в "массогабаритный макет стрелкового оружия".
– Обрезают затвор, делают дырку в стволе, одним словом, портят оружие, чтобы из него нельзя было стрелять, – говорит частный предприниматель Николай, который коллекционирует немецкое оружие и награды. – Официальная отпускная стоимость, к примеру, карабина "маузер" – 250  грн., но на прилавки их выкладывают уже по цене от 2000 грн.

Руки не жжет
И карабин "маузер", и пистолет "вальтер" имеются в коллекции Николая. Но особая гордость – купленный за $1800 пулемет МG-42 (сейчас на рынке он стоит в три раза дороже) и МG-38, за который пришлось заплатить более $1000.
– Кстати, "шмайсеров" на нашем рынке практически не осталось, – утверждает коллекционер. – То, что было на складах, в 1994–1998 годах продали в Анголу и Сьерра-Леоне.

Была у Николая и коллекция немецких орденов, но он всю ее распродал. Остались значки, со следами пуль и осколков.
– Никаких угрызений совести – мол, немцы воевали с нашими дедами и прочее – я не испытываю, – признается частный предприниматель. – Я просто коллекционер. К тому же увлекаюсь реконструкцией боев Второй мировой.

Многие настоящие фанаты реконструкции к посреднической помощи торговцев стараются прибегать в крайнем случае. Например, оператор спиртохранилища Евгений Меренков купил только один китель, заплатив за него $100. Штаны солдата вермахта шил сам, по выкройкам из интернета. Каску и пуговицы нашел в лесу. В поле раздобыл знак отличия и "Железный крест".
– Руки, как говорится, не жжет, – отмечает Евгений. – Это история, это интересно.

Украинские парни и девушки, участвующие в военных реконструкциях, по сути, продолжающих детские игры в войнушку, не нервничают из-за того, что кто-то "наш", а кто-то "фашист". Они легко меняются местами и верят в то, что свободны от идеологических штампов. Великая Отечественная война для них завершилась окончательно.


Что знает молодое поколение украинцев о Великой Отечественной войне?