Новая ушанка
Большой город звучит угнетающе, соседние пассажиры несут околесицу, а болтовня офисных сотрудников мешает сосредоточиться. Все больше украинцев не представляют жизни без наушников
В XXI веке музыкальный проигрыватель уменьшился до размеров зажигалки, проник в мобильный телефон и стал неизменным спутником любого горожанина. Передавая плату за проезд под мелодии карманного радио, пассажиры наловчились переговариваться жестами. Прежде чем спросить о чем-либо прохожего, нужно дождаться, когда он вынет из ушей затычки. Школьники предпочитают MP3-плеер скучному уроку, а участники экскурсий нередко разглядывают картины и скульптуры под звучание блюза, превращающего гида в безмолвную рыбу. Но есть и те, кого раздражает засилье наушников: люди, мол, уже не слышат друг друга, скоро и глаза будут повернуты внутрь. Может показаться, что страну охватил бум меломании, но это не совсем так: MP3-плеер сегодня играет роль, о которой и не помышляли его создатели.
Стереопояс, или Гулять-Человек
В середине 70-х годов основатель компании Sony Акио Морита решил создать устройство, которое позволило бы "носить музыку с собой". Прародителем плеера стал компактный диктофон Pressman. Морита предложил заменить в нем устройство для звукозаписи и динамик на стереоусилитель и маленькие наушники. Продукт получил название Walkman – слово, изобретенное японцами и не соответствующее английской грамматике, поначалу вызывало негодование у руководства Sony America и Sony UK. Впрочем, это не помешало Walkman в течение 20 лет удерживать абсолютное лидерство на рынке мобильной аудиотехники.
В истории изобретения плеера не обошлось и без романтики. В 2003 г. бразильский гражданин немецкого происхождения Андреас Павел лишил корпорацию Sony авторских прав на изобретение портативного проигрывателя. Выпускнику факультета истории культуры, несостоявшемуся журналисту и малоизвестному музыканту удалось доказать, что он первым изобрел аудиоплеер. В 1972 г. Андреас и его девушка путешествовали по швейцарскому Сент-Морицу и слушали кассету с мелодиями джазового флейтиста Херби Манна. "Это было неописуемое ощущение – понимать, что теперь я мог приумножить эстетический потенциал любой ситуации", – вспоминал Андреас.
Прежде чем запатентовать свой "стереопояс", как он именовал собственное изобретение, и затеять многолетнюю судебную тяжбу с Sony, Андреас Павел пытался продать идею аудиоплеера крупнейшим компаниям: Grundig, Philips, Yamaha, ITT. Но они не поверили в успех "умножителя эстетического потенциала". Стратегам было невдомек, что спустя десятилетия главной функцией "музыки с собой" будет не приумножение эстетики, а защита от неблагозвучности окружающей среды.
Только б не оглохнуть
Собеседница Фокуса Ольга говорит, что ежедневно проводит в наушниках 2-2,5 часа – столько занимают поездки в транспорте. Она часто не снимает наушники и в остальное время – утром плеер помогает проснуться. Днем опять в наушниках – в офисе слушать музыку через колонки нельзя. Вечер – тоже с плеером, но уже с другой музыкой, которая не даст заснуть в маршрутке.
Ольга знает, что подолгу слушать плеер вредно, но считает окружающие звуки для себя еще более вредоносными.
– Неизвестно, приведут ли к негативным последствиям наушники, а вот беседа по мобильнику рядом сидящей блондинки действительно опасна для моей психики, – объясняет она. – Вообще, у меня со слухом все в порядке. Даже хотелось бы, чтобы был хуже – не просыпалась бы по утрам от скрипящего лифта.
Несмотря на то, что музыка в наушниках превратилась в забор, ограждающий от шума большого города, киевлянин Дмитрий Лебедев считает, что плеер по-прежнему выполняет функцию, заложенную создателем – "приумножает эстетический потенциал любой ситуации".
– Например, в метро я могу наблюдать за тем, как люди толкаются и орут друг на друга под музыку Вивальди, – говорит он.
Не верь ушамИнновационные наушники Sony PFR-V1способны имитировать фронтальные колонки.Программист Александр Руденко за год меняет 5–6 "ушей". Они выходят из строя, поскольку работают по 8–10 часов в день: в офисе, в транспорте, дома:
– Иногда даже если музыку не слушаю, все равно сижу в "ушах". Это просто привычка, в них уютнее. А наушники-затычки – это еще и хорошая звукоизоляция, то, что нужно, когда коллеги шумят.
Если из наушников Александра звучит музыка, то, как правило, в стиле транс. И если это любимый трек, то на полную мощность.
– Конечно, нельзя увлекаться громкостью, – говорит любитель держать уши в тонусе. – Но, с другой стороны, слуховому аппарату так же вредит и получасовая поездка в метро. А стуку колес я предпочитаю музыку.
Александр добавляет, что шелест листвы, щебет птиц и прочий "зеленый" шум его уху милее даже самого забойного транса, поэтому, пересекая парк или выезжая за город, он снимает наушники.
– Кстати, раньше в городе я слушал запись со звуками природы, – вспоминает Александр.
Саунд и риск
Долговременное прослушивание музыки через наушники неизбежно приводит к тугоухости, полагают врачи. Брайан Флигор из Гарвардской медицинской школы (США) провел исследование, в результате которого выяснилось, что слушать громкую музыку (то есть более 80% от максимально возможной громкости плеера) можно не дольше 90 минут в день. У тех, кто не следует этому предостережению, ухудшение слуха может появиться в течение 10 лет.
– У подростка, привыкшего к громкой музыке, слух нарушится уже в 23, 24 или 25 лет. Впереди будет еще 60 лет жизни, но слух уже не вернется, – заявил Брайан Флигор на конференции, посвященной нарушениям слуха из-за шума.
Наушники ухудшают слух, и дело не только в громкости. Они доставляют к внутреннему уху высокие частоты, из-за чего слуховой анализатор подвергается постоянному давлению. Особенно опасно носить наушники во время физических упражнений – в тренажерном зале или во время утренней пробежки. В такие моменты усиливается кровообращение, и закупоренное ухо может привести к повреждению ближайших сосудов. Громкий звук усиливает этот риск.
Но едва ли предупреждения медиков переубедят тех, кто привык к жизни в наушниках. Плеер из "эстетического стимулятора" превратился в практичный инструмент, изоляционный материал, и такое побочное явление, как тугоухость, никого не пугает.