Выше крыши. Фотограф-высотник покорил украинские города
Виталий Раскалов снимает панорамы городов с крыш высоток и пилонов мостов. В Киеве ему покорилась верхушка Московского моста, во Львове и Одессе – крыши оперных театров
"Для меня это не увлечение, а спорт. Чем сложнее пробраться, тем слаще победа", –
подчеркивает Виталий. На большинство вопросов он отвечает односложно. На крышах, как правило, долго не задерживается, запечатлел "победу" – и назад на землю.
18-летний парень родом из Черкасской области сейчас живет в Москве. Фотосъемкой с крыш увлекся два года назад, за это время объездил десятки городов России, Украины и Белоруссии, став самым известным руфером СНГ: его страницу в Живом журнале читают более 11 тысяч человек, в Сербии и Чехии прошли выставки, фамилия Раскалов несколько раз появлялась в новостях, он даже читал лекцию о фотографии в МГИМО (Московском государственном институте международных отношений).
Welcome to Ukraine
"Здесь всем плевать, куда ты лезешь и зачем. Охраны мало, датчиков сигнализации нет, на большинство крыш можно попасть", – поражается Виталий каждый раз, бывая в Украине.
Его репортаж о сентябрьской поездке по украинским городам стал хитом в сети – наши фотографы снимают такие панорамы нечасто. "На четвереньках, держась за ванты, 10 минут с короткими передышками – и ты наверху, – рассказывает Виталий о том, как карабкался на столичный Московский мост. – Спускаться вниз веселее – садишься, просовываешь ноги между вант и съезжаешь, отталкиваясь руками". Отметился он и на пилоне Южного моста, крышах гостиницы "Украина", пары сталинок на Крещатике и самого высокого здания страны – небоскреба на Кловском спуске (162 метра).
Во Львове парень снимал с крыши Оперного театра – пошел на экскурсию, отбился от группы и обнаружил в техпомещениях открытый вход на чердак. Хотя больше Виталия поразил костел иезуитов: "Он сейчас закрыт на реконструкцию, и внутри устроили огромное книгохранилище. Вид сверху реально впечатляет". В здание он попал через чердак – пришлось лезть по очень крутому откосу крыши, держась за громоотвод. Видео подвига – не для слабонервных.
Отличился Виталий и в Одессе. "Мы больше отдыхали, но успели и по крышам полазить – местного почтамта, Оперного, полузаброшенного дома Руссова. На крыше гостиницы "Одесса" я нашел 5 тысяч русских рублей", – смеется руфер. В Харькове его больше заинтересовало метро. "Подземка очень красивая, и намного доступнее, чем в России, – рассказывает Виталий. –
Там после терактов все ужесточили – на каждой станции менты, повсюду видеокамеры, а двери на магнитных карточках".
Сила есть, страховки не надо
"Подруга пригласила, – вспоминает Виталий, как впервые попал на крышу. – Я тогда увлекался фотографией и сделал пару снимков. Теперь даже больше нравится проникать в труднодоступные места, чем фотографировать". Втянулся настолько, что за плохую посещаемость отчислили с юрфака. Теперь фотографии его хлеб – продает изданиям, полиграфическим фирмам.
В Москве он облазил десятки крыш, больше всего любит покорять сталинские высотки в центре, а его рекорд – 302-метровая башня делового центра "Москва-Сити". Съемки Виталий обычно не планирует – гуляет с друзьями по городу, по ходу выбирая понравившиеся здания. "Как попадаем внутрь? Отмычки помогают, консьержкам зубы заговариваем, иногда строителями прикидываемся, если охрану никак не обойти, – делится парень. – Чтобы попасть на крышу, каюсь, иногда приходится ломать замки".
Страховку Раскалов не использует принципиально. "Я уверен в своих руках и ногах. Никогда не падал, разве что пару раз поскользнулся на мокрых питерских крышах и камеру как-то уронил – теперь зеркало видоискателя западает, – говорит руфер. – Да и времени на страховку особо нет, можно спалиться". Задерживали Виталия только раз, когда он взбирался на Эрмитаж. "Шесть часов в КПЗ просидели, ну и заплатили 500 рублей штрафа", – вспоминает он. Говорит, что милиции не боится. Тем не менее Раскалов – это псевдоним. "Мало ли, захочется какому-то охраннику, уволенному после моей съемки на объекте, отомстить, – объясняет руфер. – До сих пор из Минска звонят, угрожают".
В Минске Виталий снимал в тоннелях метро, что вызвало гневную реакцию белорусских властей – начались проверки и полетели головы. В подобные истории Виталий вляпывался не раз, но виноватым себя не считает. "Когда залезли на памятник Петру I в Москве, уволили всю смену охраны, – говорит Раскалов. – Дескать, мы их подкупили. На самом деле сторожа просто рыбачили, забив на свои обязанности".
В ближайших планах Виталия – восток России: Мурманск, Красноярск, Владивосток, Иркутск. Говорит, хорошо бы работу такую найти – путешествовать, лазить по крышам, снимать.
И чтобы деньги за это платили.
Кто такие руферы
Руферы (от англ. roof – крыша) – любители проникать на крыши. Цели – адреналин (забраться по водосточным трубам, пожарным лестницам или другим экстремальным способом), желание отдохнуть от суеты, увидеть город с высоты птичьего полета, найти хорошие ракурсы для съемки.
Сергей Болотников, Фокус