На темной стороне
Судьба не пожалела того, кто ослеп или родился без зрения. Она и вовсе зла, если родина слепца – Украина
Судьба не пожалела того, кто ослеп или родился без зрения. Она и вовсе зла, если родина слепца – Украина
Если есть места, где слепцов и безумцев считают посланниками неба, то по доброй традиции наших краев предполагается, будто удел слепого – нищее прозябание. Говорить так вслух не дает провозглашенный гуманизм, всякого рода корректность и позитив, обязательные в наборе взглядов сытно жующего общества. На деле реальная жизнь незрячих лишена гуманности.
Как ни странно, наши слепые держат трость не так, как в Европе или Америке. По крайней мере, об этом рассказал заместитель председателя правления Украинского общества слепых Александр Осадчий, побывавший во многих странах (этому слепому человеку удалось в свое время окончить экономфак Киевского университета). Итак, за границей слепые во время ходьбы описывают своей палочкой широкие концентрические дуги вокруг себя; наши инвалиды держат трость наклоненной вниз прямо перед собой. Думается, дело в боязни невзначай потревожить встречных прохожих, а также в том, что барьеров и рельефных покрытий, обозначающих, например, края платформы в метро, у нас нет.
Александр Осадчий уверен, что наши люди ничуть не хуже жителей прочих стран. Однако признает, что у нас относятся к незрячим все же холоднее, чем за рубежом, – как он считает, из-за сложностей жизни.
По данным ВОЗ, каждые пять секунд в мире кто-то теряет зрение. Сейчас на планете 45 млн. незрячих. В нашей стране, как рассказали в Украинском обществе слепых, около 50 тыс. человек имеют 1-ю и 2-ю группы инвалидности по зрению: это те, кто видит максимум на 10%. Будни этих людей наполнены постоянным стрессом, в который превращается большинство повседневных дел. Узнать номер подошедшего автобуса, сделать покупки в супермаркете, понять, что зажегся зеленый сигнал светофора, – на эти пустяки слепые не тратили бы массу нервов, будь отношение к ним по-настоящему человечным. Например – можно было бы оборудовать автобусы внешними громкоговорителями, называющими маршрут.
Александр Осадчий по изменению окружающих звуков чувствует стенку за полтора-два метра до нее. Нашим слепым пока приходится рассчитывать на собственную чуткость.