Куда уходит евро
Инфляция в ЕС может поставить новый рекорд за последние 10 лет. Чтобы защитить честно заработанные деньги от обесценивания, граждане ЕС едут в шопинг-туры за океан
Еще пару лет назад испанка Ноэми Муньос Нарбона могла позволить себе отправиться в путешествие, оплатить языковые курсы или сделать какую-нибудь крупную покупку.
– Сейчас об этом не может быть и речи, – рассказывает Ноэми Фокусу. – Я трачу все, что зарабатываю, на вещи первой необходимости, а в конце месяца приходится затягивать пояс. Такая ситуация сейчас типична для Испании. Я имею в виду обычных людей, а не врачей из частных клиник, юристов или нуворишей, непонятно откуда взявших огромные средства. Жизнь стремительно дорожает, и иногда бывает просто обидно: работаешь много, но удовольствия от заработанных денег не получаешь, потому что ничего не можешь себе позволить.
Ноэми живет в Барселоне и работает в департаменте Министерства здравоохранения. Она зарабатывает 1000 евро в месяц. Год назад при таких доходах она чувствовала себя вполне обеспеченным человеком, но с тех пор цены резко возросли, и сегодня Ноэми не имеет возможности откладывать сбережения.
– Я понимаю тех, кто привык жить не по средствам, брать в долг и покупать все в кредит, – говорит она. – Иметь долги не очень комфортно, но, с другой стороны, и отказывать себе во всем тоже грустно: живем-то один раз.
Другая собеседница Фокуса, Валентина Валиджанова, – парижанка. Она работает в супермаркете и получает немногим больше Ноэми – 1100 евро в месяц.
– Зарплаты, конечно, индексируются. За последние два года моя зарплата выросла на 100 евро, но цены за этот же период поднялись на 30–40%, – рассказывает Валентина.
На вопрос о том, приходится ли сегодня себе в чем-то отказывать, она со смехом отвечает:
– Я и так себе во всем отказываю! Хоть и стала получать больше, цены так выросли, что я теперь вынуждена задумываться о том, где и что купить себе и своему ребенку.
Шестилетняя дочь Валентины Анна-Софи учится в государственной школе, на которую из семейного бюджета уходит 200 евро.
На берегах Вислы
Поляк Юлиуш Глузски в интервью Фокусу признается: из-за напряженного графика работы у него нет времени, чтобы почувствовать на себе рост цен. Юлиуш живет в Варшаве, работает репортером в информационной программе "Панорама" на польском телевидении и получает чуть больше 1900 евро в месяц.
– Варшава – дорогой город, но особых проблем я пока не замечаю, думаю, эту тему больше масс-медиа эксплуатируют, – говорит Юлиуш. – Наверное, мы, как и остальные страны – члены ЕС, будем ощущать рост цен, но это будет восприниматься скорее как общеевропейская проблема, люди не поведутся на то, что ответственность за инфляцию лежит исключительно на правительстве.
Коллега Юлиуша Глузски Славомир Мацак получает примерно 1000 евро, а его жена, которая работает учительницей в школе, – всего 300. В семье Мацака трое детей, поэтому на продукты каждую неделю уходит около 300 евро. Коммунальные услуги обходятся в 230 евро в месяц. Семья на рост цен не жалуется, хотя повышение цен на мясо, молочные продукты и хлебобулочные изделия не осталось для них незамеченным.
Поляки оказывают беспрецедентную поддержку правительству Дональда Туска, хотя Кабинет министров пока не проводил никаких грандиозных реформ. Во многом благодарить за это нужно президентскую канцелярию, имеющую право наложить вето на любые инициативы, которые сочтет неуместными, и частенько это право использующую. Однако менее обеспеченное население, например пенсионеры и учителя, имеет все основания для недовольства: цены на продукты питания по сравнению с предыдущим годом выросли. Если в 2007 молодая капуста стоила 0,4 евро, то в этом году – уже 1,3 евро; огурцы в прошлом году были по 0,9 евро, теперь – по 1,5 евро; помидоры – 1,6 евро и 2,10 евро соответственно. Юлиуш признает, что его зарплата позволяет жить в столице относительно безбедно. На продукты он с женой тратит около 150 евро в неделю. Но малообеспеченным слоям населения при стабильном росте цен приходится нелегко.
– Еще ни одно правительство Польши ничего не сделало для учителей и врачей, – с сожалением резюмирует Юлиуш Глузски.
Жизнь в кредит
Германия – один из старожилов ЕС, однако и ей не удалось избежать инфляции.
– Рост цен на бензин, пожалуй, чувствуется больше, чем что-либо другое, – рассказывает программист из немецкого городка Реда-Виденбрюк Виталий Овецкий. – Хотя еще год назад мы ежемесячно тратили на продукты на 50–100 евро меньше, чем сегодня. Цены на молочные продукты как-то особенно подпрыгнули прошлой осенью – процентов на 20 за короткий период времени. А с начала этого года расходы на питание увеличились процентов на 10.
Цены постепенно поднимают на все – от кабельного телевидения до газа и проезда в общественном транспорте, говорит Виталий. Несмотря на то что в семье Овецких работает только Виталий, а его жена пока сидит в декретном отпуске с маленьким ребенком, их можно назвать вполне обеспеченными гражданами. Специалист такого уровня, как Виталий, в Германии может рассчитывать на зарплату 35–50 тысяч евро в год. Но после того как год назад Овецкие построили дом, 940 евро семейного бюджета ежемесячно съедает кредит на жилье.
– Расходы увеличились, поэтому на общем фоне сама по себе инфляция не очень ощутима, – объясняет Виталий. – Два-три процента, конечно, обидно, но не смертельно.
А вот родители Виталия, которые живут за счет социальных пособий (600 евро на двоих в месяц), ощутили на себе инфляцию в полной мере, несмотря на то, что государство оплачивает им квартиру (кроме электричества и телефона) и предоставляет льготный проезд в городском общественном транспорте.
– Теперь мы покупаем меньше продуктов, – рассказывает Валентина Овецкая. – Естественно, не ходим в дорогие магазины, не покупаем биопродуктов. Я стараюсь следить за рекламой, ищу скидки и не считаю за труд поехать в другой конец города и купить мясо не по 5 евро, а по 3,5. Сейчас мы практически не покупаем одежду и обувь, пользуемся тем, что есть, в надежде, что цены снизятся. Для нас проблематично пойти, например, в консерваторию, ведь самый дешевый билет стоит 20 евро, а в кино – 15. От таких развлечений приходится отказываться. Но надо отдать должное государству – голодные мы не ходим. Минимальный прожиточный минимум они обеспечивают для всех.
Спасение от инфляции
Если в 2007 году средний показатель инфляции по ЕС составил 2,4%, то в этом году, по прогнозам Еврокомиссии, ожидается не менее 3,6%. Впрочем, в Еврокомиссии не склонны трактовать этот показатель как критичный, ведь по сравнению со средним ежегодным уровнем инфляции последних лет повышение до 3,6% незначительно, а значит, не представляет угрозы экономике стран ЕС. Согласно данным европейского статистического ведомства Eurostat, в период с апреля 2007-го по апрель 2008 г. самый низкий годовой уровень инфляции был в Голландии (1,7%), Португалии (2,5%) и Германии (2,6%), а самый высокий – в Латвии (17,4%), Болгарии (13,4%) и Литве (11,9%). Франция в апреле вышла на годовой показатель 3,4%, Испания – 4,2%, Польша – 4,3%. Высокий уровень инфляции в странах Восточной Европы в Еврокомиссии объясняют быстрыми темпами экономического роста.
– Скачки цен, характерные для переходных экономик, тут наблюдаются чаще, – говорит Фокусу руководитель торгово-экономического отдела представительства Еврокомиссии в Украине Луис Мануэль Портеро Санчес. – Высокий экономический рост часто приводит к осложнениям на рынке рабочей силы, в результате повышаются зарплаты, а это также способствует росту инфляции.
Низкий уровень инфляции в Португалии в Еврокомиссии объясняют небольшим, по сравнению со средним показателем по Европе, экономическим ростом. А Великобритания, которая в 2007 г. пережила рост этого показателя, выиграла в первую очередь за счет сильной валюты. Тот факт, что евро твердо стоит на ногах, по мнению г-на Санчеса, также помогает европейцам легче пережить растущие цены на продовольствие.
– Страны, привязанные к американскому доллару, как, например, Украина, больше страдают от ценового скачка, – говорит собеседник Фокуса. – К тому же средний покупатель в ЕС тратит гораздо меньше денег (в процентном соотношении) на продукты, чем украинский потребитель. Но внутренние рекомендации ЕС вполне применимы и к украинской экономике.
Чтобы не способствовать раскручиванию инфляции, Еврокомиссия советует не допускать резкого повышения зарплат. Но постепенная индексация в случае высокой инфляции все же рекомендована. Если это удастся сделать, то инфляция в 2009 г. вернется на уровень 2,4%, считают в Еврокомиссии.
– Сегодня наблюдается замедление экономического роста не только в ЕС, но и по всему миру. Причины отчасти следует искать в экономических проблемах США, так как между этой страной и ЕС довольно тесные торговые и финансовые связи. На ситуацию также влияет высокая цена на нефть, – говорит г-н Санчес.
Рост цен на энергоносители заставляет многие страны искать альтернативные источники энергии. Все чаще сельскохозяйственные культуры используются для производства биотоплива, что, по мнению некоторых экспертов, также провоцирует рост цен на продовольствие по всему миру. Осложнит ситуацию и решение крупных экспортеров зерна (в их числе и Украина) об ограничении экспорта, что станет еще одной причиной повышения мировых цен на продукты питания.
Скупить Америку
Пока чиновники пытаются сдержать инфляцию, простые граждане ЕС обеспокоены проблемой обесценивания своих зарплат. И многие уже нашли рынок, на котором можно выгодно пристроить кровно заработанные евро.
Немецкий журнал Focus рассказал о растущей популярности шоп-туров в Америку среди соотечественников. Почувствуйте разницу, пишут в журнале, сравнивая цены в Европе и США. Дамская сумочка от Gucci, которая в Германии стоит не менее 500 евро, в США обойдется модницам в 375 евро, а ноутбук Sony Vaio при цене 1459 евро на родине порадует скидкой в несколько сот евро и будет стоить всего 866 евро. А того, кто захочет приобрести легендарный немецкий автомобиль Porsche 911 Carrera, ждет настоящий шок: при домашней стартовой цене в 81128 евро в стране Дядюшки Сэма покупателю предложат точно такой за 50339 евро. Даже после оплаты таможенных сборов экономия налицо, утверждает Focus. Помимо дешевого отдыха, немцы не прочь прикупить на переживающем не лучшие времена рынке недвижимости домик где-нибудь во Флориде. Местные агентства, как пишет журнал, набирают сотрудников, владеющих немецким языком. А в какой-то момент на форумах и портале YouTube появились сообщения о том, что в магазинах Нью-Йорка стали принимать к оплате евро – таким массовым оказался наплыв туристов из Европы.
– Я что-то подобное слышал, – говорит в интервью Фокусу Кен Гиддон, президент сети магазинов одежды Rothman"s. – Но наш магазин евро не принимает, мы предлагаем достаточно дорогой товар, поэтому к нам с таким вопросом не обращаются. Если кто-то покупает 20-долларовую футболку в небольшом магазине, тогда могут попросить расплатиться в евро, но при больших покупках всегда пользуются кредитной карточкой.
Паломничество европейцев в гости к Дядюшке Сэму началось еще в прошлом году, но поначалу не было таким массовым.
– Rothman"s находится именно в той части Нью-Йорка, где традиционно много туристов, потому что тут расположены рестораны и целые кварталы магазинов. С начала года мы стали замечать настоящий бум туристов из Европы, – подтверждает популярность шопинга среди европейцев Кен Гиддон. – Американская экономика испытывает трудности уже довольно длительное время, и мы понимаем, насколько нам это помогает. Знаете, с таким обменным курсом доллара, как сейчас, все в Америке сегодня выставлено на продажу.
Чаще всего европейцы покупают дорогие вещи, брэнды, которые они хорошо знают. По словам самих же покупателей, костюм Hugo Boss, который в Британии стоит около тысячи долларов, тут можно купить за 300. Благодаря наплыву туристов, продажи в сети Rothman"s увеличились. Но это, по словам президента компании, маленькая выгода при такой экономической стагнации.
– Сильно вредит бизнесу слабый доллар, – объясняет Кен Гиддон. – Ведь много вещей мы покупаем в Европе. Хотя наша прибыль благодаря европейцам увеличивается, но в целом это бизнесу не помогает.
Этим летом владелец Rothman"s собирается провести отпуск в Италии. Он уже заказал отель, хотя европейские цены, по его признанию, могут сегодня привести американца в замешательство.
– Нью-Йорк всегда был очень дорогим городом, но если сравнить с Европой, то дела совсем плохи, – жалуется он. – Особенно когда речь идет о продуктах питания.
Тем не менее отказываться от поездки Кен Гиддон не собирается. Европейцы сегодня могут почувствовать себя богатыми разве что на стрит и авеню Америки, и им остается сожалеть, что нельзя увезти оттуда полугодовой запас продуктов. А американские граждане, плотно пообедав дома, спешат за порцией культурной пищи в старушку Европу. Каждый в сложившейся ситуации находит свою выгоду.
Европейские кошельки
Испания Ноэми Муньос Нарбона | Франция Валентина Валиджанова | Германия Виталий Овецкий | Польша Юлиуш Глузски |
Зарплата €1000 | Зарплата €1100 | Зарплата €3700 | Зарплата €1920 |
Питание (на неделю) €100 | Питание (на неделю) €100 | Питание (на неделю) €110 | Питание (на неделю) €150 |
Коммунальные услуги €80 | Коммунальные услуги €210 | Коммунальные услуги €200 | Коммунальные услуги €50 |
Обед в ресторане от €35 | Обед в ресторане от €20 | Обед в ресторане от €20 | Обед в ресторане от €15 |
Стрижка от €17 | Стрижка от €30 | Стрижка от €12 | Стрижка от €5 |
Одна поездка в транспорте от €1 | Одна поездка в транспорте от €1,5 | Одна поездка в транспорте от € 2 | Одна поездка в транспорте от € 0,7 |
1 литр бензина от €1,12 | 1 литр бензина от €1,3 | 1 литр бензина от €1,4 | 1 литр бензина от €1,3 |