Русский бум. Из-за массового недовольства новый президентский срок может стать для Путина последним

Массовые антипра­ви­тель­ственные протесты в России вряд ли приведут к смене действующего режима. Но в результате митингов новый президентский срок может стать для Владимира Путина последним

Когда на Болотной площади в Москве 10 декабря собралась многотысячная толпа митингующих, в Киеве на майдане Независимости, напротив Главпочтамта четверо россиян устроили собственный флешмоб. Они развернули трехцветный флаг и, сжимая в руках российские паспорта, прокричали "Россия – без Путина!" и "Мы за честные выборы!" Эта акция протеста закончилась намного быстрее, чем митинги, проходившие в тот день в 80 городах России. Оппозиционеры быстро свернули флаг и отправились греться в кафе. "Мы не хотим революций, – пояснил Фокусу один из участников флешмоба Андрей Осипов. – Мы хотим, чтобы наши голоса (на выборах в Госдуму. – Фокус) правильно посчитали".

Десятки тысяч российских граждан вышли на субботний митинг по той же причине. Количество участников протестной акции в Москве никто не смог назвать с точностью. Федеральные телеканалы говорили о скромной цифре в 20–25 тыс., а сами протестующие заявляли о 100 тыс. Но тот факт, что этот митинг стал самым массовым антиправительственным выступлением за последние 15 лет, не оспаривался. Кто-то пришел на площадь, поддавшись эффекту толпы, поскольку в тот день, казалось, было странно услышать от человека, что он не был на Болотной. Кто-то принес с собой графики со статистическими отклонениями, доказывающими, по их мнению, фальсификации на выборах. Многие стояли далеко от сцены и почти не слышали ораторов, они развлекались тем, что придумывали и выкрикивали речевки. В ответ на "Путин в Чечне получил 99,98% голосов" митингующие кричали: "Путина – в Чечню!"

На Болотной из поочередно выступавших политиков и общественных деятелей был создан оргкомитет, в который вошли известные общественные деятели и оппозиционные политики, в том числе Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), Леонид Парфенов и Борис Немцов. Оргкомитет взялся донести до властей требования митингующих. Главные пункты ультиматума – немедленное освобождение политзаключенных, отмена итогов сфальсифицированных выборов и отставка главы российского ЦИК Владимира Чурова.

Но уже после первого публичного заседания Акунин и Парфенов предложили за счет своих мест устроить в оргкомитете ротацию и приглашать других известных россиян. Это заявление обидело Немцова, который посчитал, что состав нужно сохранить, чтобы новые участники не начали отменять уже принятые ранее решения. А бывший главред российского издания "Афиша" Юрий Сапрыкин заявил, что оргкомитет быстро превратился в очередную площадку для оппозиционных политиков, поэтому реакцию Акунина и Парфенова можно понять. "Я с ними солидарен. То, что там (на заседании) происходило, не имеет смысла, – заявил он Фокусу. – Мне симпатична идея Парфенова создать ассоциацию избирателей (чтобы узнать количество людей, участвующих в протестах. – Фокус). Но пока это превращается в перетягивание каната между оппозиционными политиками, которые хотят отвоевать себе часть коммуникационной платформы".

Сейчас многое, по его мнению, зависит от организации дальнейших митингов, чтобы люди не растеряли запал. И те, кто мечтает о русском Майдане, считает Сапрыкин, должны задуматься об элементарных вещах: как будет выглядеть сцена и кто с какими речами станет на ней выступать. "Если бы на Майдане стояла прямоугольная будочка с колонками, арендованными на школьной дискотеке, как вы думаете, случился бы Майдан?" – задает он риторический вопрос.

Кремлевский курс
Через пару дней после митингов разгорелся скандал вокруг ИД "Коммерсант", в одном из изданий которого – журнале "КоммерсантЪ-Власть" была опубликована статья "Яблочный пуй" и фотография бюллетеня с надписью "Путин, пошел на ***". Владелец издательского дома Алишер Усманов посчитал это нарушением этики и уволил редактора журнала Максима Ковальского, а также гендиректора ЗАО "КоммерсантЪ-Холдинг" Андрея Галиева. "Я решил, что указать на нарушение в данном случае важнее всего остального, – заявил после увольнения Ковальский. – Бюллетень-то действительный, а его признали недействительным из-за этой надписи. Там ведь напротив "Яблока" стоит крестик. Мы не сами выражаемся, есть реальный объект. Если бы это был арт-объект, в чем бы заключалось дело?"

Вслед за Ковальским, который проработал в ИД более 20 лет, решила уйти и заместитель главреда "Власти" Вероника Куцылло, а также солидарные с ней и Ковальским коллеги. Увольнение главреда "Власти" расценили как запугивание представителей СМИ, чтобы те впредь не публиковали критические замечания в адрес Путина. В связи с этим журналисты холдинга подписали открытое письмо, в котором выразили протест против увольнения Ковальского.
"Власть начинает вести себя неоправданно грубо, – комментирует Фокусу ситуацию с ИД "Коммерсант" российский политолог Марк Урнов. – Они будут делать все, чтобы обеспечить Путину победу в первом туре президентских выборов. И Путин с рекламных плакатов не слезет, и админресурс задействуют на полную силу".

В январе протесты могут утихнуть, но в феврале перед выборами люди опять начнут выходить на улицы, полагает Урнов. Если Путину не удастся победить в первом туре, то во втором он окажется вместе с лидером коммунистов Геннадием Зюгановым, который, по словам эксперта, никогда не станет проходным кандидатом, ведь отданные за него голоса – это в первую очередь протест против кандидатуры Путина. "Путин, конечно, выиграет, – отмечает Урнов. – Но на второй срок он точно уже не попадет, если выборы будут хоть немного честными. Власть сегодня на пределе. Так что на каком-то этапе вполне могут ввести войска, чтобы утихомирить людей".

Следующий митинг за честные выборы состоится 24 декабря. Заявку на участие 50 тыс. человек в мэрии одобрили, акцию проведут на проспекте академика Сахарова. "Надеюсь, в этот день на митинг выйдет на меньше людей, чем 10 декабря. И эти люди придут ради себя, а не ради политиков, которые вытаскивают их на площади. Беда в том, что наступит Новый год и почти целый месяц будет затишье", – говорит Сапрыкин.

Это время, считает он, можно провести с пользой для дела, например, создать в Facebook платформу, на основе которой собирались бы люди. Эта социальная сеть уже сослужила митингующим хорошую службу, с ее помощью узнают последние новости, предлагают помощь организаторам следующего митинга и голосуют за будущих ораторов. На момент сдачи номера на страничке, посвященной 24 декабря, свою готовность пойти на митинг подтвердили более 20 тыс. человек.

Выбери меня
Россияне активно обсуждают в интернете появление единого кандидата от оппозиции. Но однозначного лидера, способного консолидировать массы, в этом шквале эмоций выявить пока сложно. Фокус предпринял попытку назвать пять наиболее вероятных претендентов на эту роль, обратив внимание как на их достоинства, так и на недостатки

1. Проект "Алексей Навальный"

  • Имидж ярого оппозиционера и борца с властью
  • Высокая популярность в соцсетях
  • Харизма, умение увлечь за собой
  • Отсутствие серьезных финансовых ресурсов
  • Националистические взгляды
  • Поддержка среди населения (в первую очередь интернет-пользователей), которое не отличается постоянством в своих предпочтениях

2. Проект "Алексей Кудрин"

  • Хороший финансист – бывший вице-президент и министр финансов
  • Активно участвовал в создании Стабфонда, который фактически спас экономику РФ от глубокого кризиса
  • Поддержал требование об отставке главы ЦИК, проявив солидарность с митингующими
  • Многолетняя приближенность к Путину
  • Отсутствие политического опыта и предвыборной программы

3. Проект "Михаил Прохоров"

  • Миллиардер, президент частного инвестиционного фонда "Группа ОНЭКСИМ", располагает существенными денежными ресурсами
  • Уже пробовал себя в политике, когда возглавил "Правое дело" – партию, которая считается предвыборным проектом Кремля
  • Покинув со скандалом "Правое дело" в сентябре этого года, показал, что может не подчиниться прямым указаниям власти
  • Небольшой политический опыт
  • Имидж олигарха, удобного для власти
  • Имя Прохорова многие связывают с вывозом компании девушек в Куршевель, а не с серьезными политическими проектами
  • "Кандидата Прохорова" называют "кремлевским симулятором", считают согласованным и одобренным Путиным

4. Проект "Сергей Миронов"

  • Политический опыт, Миронов – лидер "Справедливой России"
  • Демонстративная оппозиционность к действующей власти
  • На волне успеха своей партии на выборах может стать кандидатом, за которого в знак протеста проголосуют противники Путина
  • Был спикером Совета Федерации, а значит, может в обмен на кресло пойти на договоренности с Кремлем
  • Партия "СР" также считается искусственно созданным оппозиционным проектом власти

5. Проект "Оксана Дмитриева"

  • Член партии "Справедливая Россия", не ассоциируется с Путиным и питерской командой
  • Среди кандидатов-мужчин, имена которых приелись, может выглядеть свежим и новым лицом, потребность в котором сегодня растет
  • Вынуждена соглашаться с решениями партии, которая видит кандидатом в президенты Сергея Миронова
  • В России женщина-политик может вызывать симпатию, но серьезно рассматривать ее как кандидата в президенты будут далеко не все

Не сдаться без боя

Россияне, которые готовы участвовать в митингах, рассказали Фокусу о своем видении будущих акций протеста

Екатерина Ермакова, Москва:
– Я буду ходить на митинги. Очевидно, что "оппозиция" оккупировала трибуну и никого кроме себя не захочет видеть рядом. Но все равно такое мероприятие – это возможность знакомиться с новыми людьми в толпе. Относительно своих родственников, которые не интересуются политикой и были на Болотной впервые, могу сказать, что они больше туда ходить не будут. Не потому что возмущены и т.п., а просто они увидели те же рожи, услышали те же речи.

Юрий Барабаш, гражданин РФ, проживает в Киеве, участвовал в акции протеста на Майдане Независимости 10 декабря:
– Те, кто выходил на Болотную, как мне кажется, неспособны на бунт (что хорошо), но и выходить постоянно каждые две недели постоять и себя показать тоже неспособны. Думаю, сейчас надо создать что-то вроде оргкомитета, который подготовил бы протестные акции до президентских выборов. (…) России, как по мне, не хватает "комфортного протеста", не интернетовского, а реального. Белые ленточки, наверное, стали первой такой "комфортной акцией" (в соцсетях участники акции выбрали своим символом белый цвет и белые ленточки, которые предложили повязывать на одежду и машины. – Фокус)

Максим Юсин, Москва
Я готов ходить на акции, пока не удовлетворят наши требования. Но все зависит от того, кто эти акции будет организовывать. Нынешний состав меня не устраивает. Это деликатные моменты, но не путайте наш майдан с вашим Майданом. (…) Меня шокировало, что партия Виктора Ющенко "Наша Украина" поддержала наши протесты. Это нам в данный момент абсолютно не нужно. Пока для меня такой знаковый митинг – это 24-е. Я мобилизую многих своих знакомых, кто не ходил раньше. Моя цель – сделать так, чтобы в Кремле возобладали адекватные люди. Пусть Путин станет президентом, но он должен ориентироваться на адекватных людей в своем окружении.

Алексей Шинкаревский, Москва
Да, я прекрасно понимаю, что власти, скорее всего, не пойдут на уступки оргкомитету. Протестное движение в России, как оно мне видится сегодня, по-настоящему только зарождается. Это в первую очередь касается того, что, наконец, к политике стали подключаться люди вполне далекие от этого (как и я, собственно). Я лично не готов на активные действия по свержению власти и не считаю это своей целью. Меня категорически не устраивает правящий режим, но и на баррикады идти я смысла не вижу. Если власть будет усиливать репрессивный аппарат и игнорировать митинги, то на авансцену с высокой долей вероятности выйдет сильный лидер (например, Навальный), за которым многие (и, вероятно, и я) будут готовы пойти уже по более радикальному пути. Хотя, откровенно говоря, именно такого развития событий всеми силами хотелось бы избежать.

Наталья Покровская
Прежде всего, я иду на митинг как фотограф - я считаю, что происходящее сейчас важно для истории, и об этом надо рассказать.

Пока что и так видно, что власти не хотят идти на уступки, поэтому я, скорее, жду, что организаторы предложат конкретные действия (в рамках закона), которые любой из участников сможет предпринять уже сейчас. Подать жалобу на работу избирательной комиссии, например. В идеале, хотелось бы, чтобы появился кандидат в президенты от тех, кто сейчас выходит на митинги (не оппозиционной "старой гвардии", а таких обычных недовольных властями граждан, как я). Участвовать в "революции" или любых других не мирных действиях я не собираюсь и, надеюсь, до этого не дойдет.

Яна Седова, Наталья Гузенко, Фокус