Старое новое. Обмен вещами становится все популярнее в Украине
Старье обретает новых хозяев и вторую жизнь. Обмен вещами становится частью экологической репутации
Бытовая техника, детские игрушки, одежда, кухонная утварь, мебель и даже предметы искусства – все, что благополучно отслужило свой срок в одной семье, может стать нужным в другом доме. Именно так рассуждала 34-летняя жительница Николаева Анна Попова, когда в начале нынешнего года предложила подругам обмениваться вещами. В этом не было бы ничего странного, если бы инициатива не превратилась в целую сеть по обмену всего на свете.
"Вещи с рук – это уже не стремно и не странно. Зачем захламлять природу? Пристрой то, что тебе кажется хламом, в хорошие руки", – рассуждает Анна. У нее два электронных списка – вещей, которые готовы отдать, и вещей, нужных другим. Обмен между старыми и новыми хозяевами происходит без участия Поповой. От своего хобби она получает удовольствие и небольшие бонусы – конфеты и подарки от благодарных клиентов. "Попробуйте мне только сказать, что вы что-то выбросили, и ваша репутация в моих глазах стремительно упадет" – так говорит Анна своим друзьям, круг которых благодаря проекту расширился в разы.
И это далеко не единственный пример. В Киеве таких инициатив значительно больше. Люди обмениваются вещами, заплатив небольшой взнос организаторам. Информацию о следующем обмене они, как правило, распространяют через соцсети. А уже в начале 2012 года в Киеве откроется постоянно действующий благотворительный магазин, созданный тремя подругами – Леной Клименичевой, Анной Уваровой и Юлией Тимушевой. "Одни люди сдают хорошие, но уже морально устаревшие для них вещи в магазин. Другие приходят туда и покупают что-то необходимое за скромную сумму. Все вырученные средства отправляем на благотворительность", – рассказывает Лена Клименичева. При магазине откроются кофейня и лекторий, а также будут проводиться мастер-классы, на которых можно научиться приемам того, как из старых вещей сделать новые.
"Обмен вещами – это не просто развлечение или экономия. Изменилась психология шопинга. Теперь люди задают себе вопрос: "Мне действительно нужна эта вещь?" – поясняет Наталья Исупова, владелица комиссионного магазина Goodbuyfashion и организатор вечеринок "Эко-шик". "Мы открылись задолго до кризиса, и тогда многие люди воротили нос, не понимая, что это больше экологический, а не коммерческий проект, – говорит она. – Сейчас те, кто еще три года назад смеялся, мешками приносят вещи".
Свой проект Наталья Исупова запустила шесть лет назад и долгое время была единственным лоббистом идеи повторного использования вещей. "На вечеринках "Эко-шик" мы продвигали эту идею без агрессии и популизма. Но сейчас подросло поколение, для которого наконец заработало правило трех R – reduce, recycle, reuse (что означает – сократи потребление, переработай и многократно используй)", – отмечает Исупова.
Анастасия Рингис, Фокус