Карта мира. Улей на колесах. Путешествие по дорогам Пакистана

Харьковский путешественник Алексей Коровин колесит по Азии, собирая материал для книги. С Фокусом он поделился впечатлениями о дорогах Пакистана

Автобусы, разрисованные ослепительно яркими красками. Люди, едущие на стенках и крышах. Невероятное количество мопедов, на которых сидят по три или даже по пять человек. Перекрестки восьмиполосных дорог без светофоров с непрерывным потоком транспорта…

Машины
В двадцатимиллионном Карачи правил дорожного движения как будто не существует. Тем не менее водители отлично маневрируют в этом адском улье. Даже с наступлением ночи количество транспорта не уменьшается. Ориентироваться в этом хаосе иностранцу очень сложно. Если названия улиц где-то и указаны, то не на английском, а показать дорогу по карте порой не могут даже полицейские.

Влиться в этот поток я решил на велосипеде, который купил на велобазаре в центре города. Но на первом же перекрестке у моего велосипеда слетела цепь, потом сиденье согнулось до багажника, дальше – отвалилась педаль. Велик оказался хорошим только с виду.

Когда я останавливался, чтобы устранить поломки, меня со всех сторон окружали попрошайки, которых привлекали мой рюкзак и футболка с надписями. Один местный паренек предложил мне поменяться велосипедами, увидев, что я смотрю на его байк. Еще он попытался попросить рупии, но когда я сделал то же самое, мы просто поменялись. Велосипед оказался не очень удобным, но он хотя бы ехал.

За пределами Карачи попрошаек было меньше, движение стало спокойнее, правда, глаза постоянно засыпало пылью. Я рассчитывал выехать на окружную дорогу, а потом попасть на единственный в стране superhighway, соединяющий Карачи с Исламабадом, столицей Пакистана. Но оказалось, что, проехав за день около 40 км, я сделал крюк и вернулся примерно к начальной точке своего маршрута.

Поэтому утром я оставил велосипед и отправился на автобусе в город Хуздар. Общественный транспорт в Пакистане – самый безопасный способ передвижения. Купив билет на автобус, можно ехать как в салоне (но это неудобно и жарко), так и на крыше. Для европейца второй способ похож скорее на аттракцион.

Люди
Пакистанцы — очень общительные, гостеприимные и доброжелательные. Но к ним надо найти подход. Как-то я сидел в кафе, а рядом расположились группа "бородатых и злых" (так уж они выглядели) пакистанцев. Один из них поглядывал в мою сторону. Я встретил его взгляд и улыбнулся – он тут же расцвел, как ребенок.

А когда пробилось колесо моего велосипеда, парни из мастерской, куда я обратился, ответили отказом: мол, ничем не можем помочь. Оказалось, что в таких случаях нужно просто смотреть на людей и ничего не делать, тогда через несколько минут что-то начинает происходить, и все получается. Так было и в этот раз: проснулся старший, оценил ситуацию, рявкнул на своих подопечных — и они приступили к ремонту.

Алексей Коровин, Фокус