Победа в крови. Спортсмены начинают экспериментировать со своими генами

Скандал вокруг попавшегося на запрещенном препарате вратаря сборной Украины Александра Рыбки — лишь вершина айсберга. Спортсмены сейчас экспериментируют даже со своими генами. Но борцы с допингом не отстают

Related video

Специалист Национального антидопингового центра Украины профессор Игорь Башкин вспоминает, как один из его студентов, бодибилдер, пожаловался на снижение мышечной массы: "Спрашивает у меня: мол, чего бы принять такого? Я говорю, сметану внутривенно. Так он через час подошел уточнить — какую лучше, магазинную или домашнюю".

Среди украинских специалистов по допингу и их иностранных коллег принято считать, что каждый второй профессиональный спортсмен имел дело с запрещенными веществами. Желание заменить "волшебным уколом" изнуряющие тренировки и жесткую диету приводит к тому, что спортсмены соглашаются практически на все, даже привить себе вирус, который изменяет гены. Всемирному антидопинговому агентству (WADA) пришлось затеять настоящую войну против новых видов допинга.

Предъявите документы
Одно из главных орудий WADA – новые технологии и методики анализа. Заведующий лабораторией Национального антидопингового центра Александр Ткачук подтверждает: "В последнее время быстро развиваются масс-спектрометрические методы анализа, что позволяет более надежно выявлять происхождение анаболических стероидов — синтезированы они организмом либо привнесены извне". WADA начало борьбу даже с неизвестными формами допинга. Такие пробы замораживаются и вновь исследуются, когда появляется технологическая возможность. Другими словами, теперь спортсменов могут дисквалифицировать и лишить медали спустя 10–15 лет после приема препаратов.

Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь.

Самым серьезным ударом по допингу за последнее время эксперты называют внедрение биологического паспорта спортсмена — персонального архива результатов анализа крови и других данных. В отличие от обычного анализа мочи, который показывает лишь наличие или отсутствие допинга в данный момент, с помощью паспорта можно выявить последствия употребления запрещенных препаратов. "Теперь спортсмен, анализ крови которого дал нетипичные норме и его организму результаты, просто отстраняется от спортивной деятельности на несколько дней, — объясняет Игорь Башкин. — За это время анализируется динамика показателей, что позволяет определить, использовался ли допинг". Весной WADA подведет первые итоги паспортизации. И вскоре может сделать это новшество обязательным для всех спортсменов.

Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь.

Биологический паспорт должен помочь WADA и в борьбе с новейшими видами допинга. В последнее время специалисты активно обсуждают возможность изменения гена, который отвечает, например, за синтез белков или передачу кислорода. "Это довольно сложная и дорогостоящая процедура, при которой спортсмену вводят соответствующий "вектор" — молекулу на основе вируса, которая должна встраиваться в молекулу ДНК, — рассказывает Александр Ткачук. — После такого "усовершенствования" организм станет выносливее, а мышечная масса начнет расти намного быстрее при прежней физической нагрузке". По слухам, ГМО-спортсмены уже не редкость в Китае и США, хотя побочные эффекты таких манипуляций еще до конца не изучены. Поэтому WADA включило генный допинг в последний "Список запрещенных средств и методов". Доказать, что спортсмен использовал его, а не родился с особыми способностями организма, непросто. "Но методики вот-вот появятся", — уверяет Ткачук.

Еще одно направление борьбы WADA с допингом — игра на опережение. В первую очередь это образовательные программы. "Когда в нескольких странах проверили молодежь, ужаснулись: процент положительных допинг-проб оказался катастрофическим, — рассказывает Игорь Башкин. — Это еще раз подтвердило необходимость работы с детьми". По словам профессора, даже самых юных спортсменов в возрасте 5–7 лет WADA начало предупреждать о вреде допинга, выпустив специальные комиксы. Параллельно в большинстве стран на государственном уровне усилиями специальных подразделений полиции началось отслеживание трафика больших партий запрещенных препаратов. Таким образом борцы с допингом пытаются пресечь массовые нарушения.

Все эти беспрецедентные меры уже дали результаты. Согласно последним данным WADA, в олимпийских видах спорта выявлено 3217 положительных из 180 500 взятых проб. То есть 1,78% – это самый низкий показатель за пять лет.

ЗаWADAдали
WADA работает ради честности соревнований и здоровья их участников. Но спортсмены не в восторге от активности агентства в последнее время. "С допингом, конечно, необходимо бороться, но не такими методами", — считает чемпион Олимпиады-2004 по толканию ядра Юрий Белоног. Он жалуется, что спортсменам необходимо постоянно отчитываться перед WADA — где ты будешь, когда именно и зачем. Таковы условия антидопинговой организации — иметь возможность в любой момент устроить проверку. "Как я могу знать, где окажусь через две недели, — недоумевает Белоног. — Получается, даже на рыбалку с друзьями не поедешь. Если вдруг наведаются инспекторы, а тебя нет, сразу заподозрят неладное". Юрий считает перегибом и практику дисквалификации спортсменов спустя несколько лет. "Раз уж вешают медаль на шею, значит, признают полноправным чемпионом. Проверяйте до соревнований, задерживайте награждение или еще что-то выдумывайте, — говорит легкоатлет. — Ведь спустя годы мало что помнишь и очень трудно доказать свою невиновность".

У экс-чемпионки мира по боксу Алины Шатерниковой результаты работы WADA вообще не вызывают доверия. "Не понимаю, как бокс мог оказаться на втором месте по доле положительных допинг-проб, — возмущается она. — Самые популярные в спорте запрещенные вещества — анаболические стероиды — в этом виде никто не использует. Разве что средства для повышения интенсивности тренировок и более быстрого восстановления, причем средства разрешенные". Шатерникова не думает, что WADA добьется серьезных успехов в борьбе с допингом. "Развитие спорта влечет за собой и развитие спортивной фармакологии. Особенно в тех видах, где все решают секунды, сантиметры или килограммы", — говорит Алина. Но, как и другие спортсмены, она подчеркивает: благодаря одному лишь допингу чемпионом не станешь.

Сергей Болотников, Фокус