Карта мира. Кремль не предлагать. Прогулка по новой Москве

Журналист и редактор проекта "Красивая Страна" Дмитрий Слинько открыл для себя Москву XXI века, проехавшись вдоль одной из линий столичной подземки

Если "обязательную программу" в российской столице вы уже выполнили, а от сутолоки ее центральных улиц начало рябить в глазах — самое время покинуть пределы Садового кольца и познакомиться с другой Москвой. С той, которая появилась в XXI веке, но не менее интересной, чем раскрученные в путеводителях древности.

Чтобы не потеряться в необъятном мегаполисе, будем придерживаться одной линии метро – Калужско-Рижской. Итак, отправляемся на Старую площадь и ныряем на станцию "Китай-город".

Хрущеву и не снилось
Первая станция маршрута — "Бабушкинская", от которой мы направимся по улице Менжинского, а затем свернем налево на Изумрудную, пройдя по ней до перекрестка с Шушенской. Наша цель — квартал типичных пятиэтажек-хрущевок, в котором еще несколько лет назад туристу нечего было делать.

Но в 2007 году скрасить жизнь обитателей безликих коробок взялись команды художников-граффитчиков из России и Голландии. В результате торцевые стены домов, а также бойлерные и дворницкие вместо привычных для подобных районов "слов из трех букв" покрылись профессиональными рисунками.

Уяснить смысл большинства картин вряд ли удастся — тут и румяные дети среди жутковатых игрушек, и пестрые зубастые чудища, и огненные цифры. Но от этого только интереснее. Символично выглядят огромные глаза на бойлерной, зорко глядящие прямо на полицейский участок.

Ржавый гороскоп
Следующая станция — "Свиблово". Неподалеку от нее, на углу Берингова проезда и Енисейской улицы расположился сквер с двенадцатью скульптурами, среди которых каждый посетитель обязательно найдет свою. Ведь скульптор Андрей Асерьянц увековечил знаки зодиака.
Герои гороскопов сработаны с юмором, но вместе с тем не лишены смысла. Овен дует в саксофон, бьет в барабан и литавры — в общем, как ему и положено, создает много шума из ничего. Козерог с нахальным лицом и массивной цепью на шее восседает на мотоцикле. А у мудрых Весов перо и чернильница перевешивают пудовую гирю.

Вандалам здесь делать нечего: во-первых, все элементы памятников намертво приварены друг к другу, во-вторых, зодиакальное зверье сделано из старых ржавых глушителей, болтов, гаек и прочего металлолома. Согласитесь, сложно испортить то, что уже "испорчено" таким образом.

Герой с метлой
Если творчество Андрея Асерьянца пришлось вам по душе, едем дальше, на станцию "ВДНХ". Здесь самое заметное достижение XXI века – монорельс. Киевляне, чей опытный образец успешно сгнил в окрестностях Вышгорода, так и не попав на городские эстакады, могут позавидовать. Впрочем, многие москвичи не в восторге от чудо-поезда: мол, ездит медленно и не соединяет никаких важных транспортных узлов — прокатиться на нем можно только для удовольствия.

Мы же двинемся по проспекту Мира, мимо знаменитого монумента "Рабочий и колхозница", а дойдя до реки Яузы, свернем направо в парк. У начала Ростокинского акведука (он же — Миллионный мост) расположился еще один "мусорный" памятник. На сей раз выбор стройматериала более чем логичен: скульптура посвящена дворнику — это, по мнению авторов, "самая почитаемая в народе профессия". Не зря Ростокинский дворник — так официально называется скульптура — изображен на фоне Кремля.

Произведение Асерьянца есть и около следующей станции метро — "Алексеевской". Возле дома по проспекту Мира, 116 стоит Девушка на шесте. Осторожнее с детьми: имеется в виду вовсе не тот шест, с которым прыгал Сергей Бубка, да и одета барышня отнюдь не в спортивный костюм.

Булгаковский дворик
Переместимся еще ближе к центру, на станцию "Рижская". Пройдя от нее в западном направлении по улице Трифоновской до перекрестка с Олимпийским проспектом, увидим грандиозную стройку Армянского храмового комплекса. Если вам еще не довелось бывать в Армении, то это отличный способ познакомиться с церковной архитектурой древней страны. Здесь все исполнено по канонам: храм облицован красноватым армянским туфом и украшен хачкарами — резными каменными крестами.

Миновав квартал дальше по улице Трифоновской, нырнем во двор дома на улице Советской армии, 13. Его креативно оформили поклонники творчества Михаила Булгакова, причем из всех героев "Мастера и Маргариты" художников больше всего вдохновил трамвай, которым комсомолка Аннушка нечаянно отрезала голову Берлиозу.

Смертоносный вагон встречается тут дважды: в виде рисунка на стене бойлерной и разукрашенного навеса для мусорных баков. Слабонервным бояться нечего: натуралистичных рисунков кровавого происшествия во дворике нет.

Ну а теперь можно возвращаться в более привычную Москву: совсем рядом — Музей Российской армии с торчащими из-за забора хвостами советских истребителей и Екатерининский сад, а оттуда и до Садового кольца недалеко.

Дмитрий Слинько, Фокус