Золотой состав. Десять вероятных претендентов на Оскар

Американская киноакадемия объявила номинантов на "Оскар". Победители будут названы 26 февраля, но уже сейчас Фокус представляет собственный прогноз

Related video

Больше всего номинаций получил фильм Мартина Скорсезе "Хранитель времени", который шел в украинском прокате с 5 января, однако из 11 категорий значительная часть касается технических достижений вроде визуальных эффектов и дизайна костюмов. И тут у снятого в 3D детища Скорсезе конкурентов почти нет. Зато в наиболее обсуждаемых номинациях борьба развернется между совсем другими картинами.

Главными фаворитами в оскаровской гонке считаются фильмы "Артист", украинская премьера которого состоялась на Одесском международном кинофестивале, "Потомки" (в украинском прокате — со 2 февраля) и "Прислуга" (в украинском прокате — с 16 февраля). Каждая картина уже отметилась на престижных кинофестивалях, а также собрала призы от профессио-
нальных гильдий и иностранной прессы в Голливуде. Все эти награды считаются дорогой к "Оскару", и по ним можно предсказывать, кому в итоге достанется золотая статуэтка.
Подобный прогноз Фокус делает уже в четвертый раз, и три прошлых года прогноз оправдывался на 50–70%.

Лучший фильм: "Артист"
Черно-белая трагикомедия рассказывает о том, как в начале 1930-х Голливуд перешел от немого кино к картинам со звуком. И делает это тоже практически без слов, лишь с помощью блестящей стилизации под классический немой кинематограф. Режиссер и сценарист, а также исполнители главных ролей — французы. И хотя в США европейское кино не очень любят, "Артиста" и публика, и критики приняли очень тепло. Французский взгляд на историю американского кино получил десять номинаций на "Оскар", и шанс взять главную статуэтку у ленты очень велик.
Главный конкурент: фильм "Прислуга" — экранизация одноименного бест-
селлера о временах, когда движение за права афроамериканцев в США только зарождалось.

Лучшая мужская роль:
Джордж Клуни, "Потомки"
Джордж Клуни стремится к главной награде в американской киноиндустрии уже не первый год, однако получил "Оскар" лишь однажды, и то за роль второго плана. Главную роль в драме "Потомки" о том, как землевладелец на Гавайях пытается сохранить семью после смерти жены, кинокритики уже успели назвать лучшей в карьере Клуни. Так что на этот раз получить статуэтку актеру, скорее всего, удастся.
Главный конкурент: Жан Дюжарден, убедительно сыгравший звезду немого кино в "Артисте".

Лучшая женская роль:
Виола Дэвис, "Прислуга"
В картине о тяжелой судьбе темнокожей прислуги в богатых белых семьях в начале 1960-х Вио-
ла Дэвис сыграла главную роль — служанки, которая не побоялась рассказать правду несмотря на опасность для жизни. В США проблема расизма и борьбы с ним до сих пор актуальна, поэтому фильмы на эту тему регулярно собирают множество кинонаград.
Главный конкурент: Мэрил Стрип за роль Маргарет Тэтчер в биографической ленте "Железная леди".

Лучшая мужская роль второго плана:
Кристофер Пламмер, "Начинающие"
В драме о том, что никогда не поздно начинать строить свою жизнь, Кристофер Пламмер сыграл пожилого отца семейства, который лишь после сорока с лишним лет брака и смерти жены решился признаться в своей гомосексуальности. И сыграл настолько трогательно и без лишнего пафоса, что уже успел собрать все основные награды, включая "Золотой глобус" и приз актерской гильдии. "Оскар" явно на очереди.
Главный конкурент: в этой категории у Пламмера конкурентов нет.

Лучшая женская роль второго плана:
Октавия Спенсер, "Прислуга"
Еще одна актерская работа в драме о служанках, выступивших против дискриминации по расовому признаку. Октавия Спенсер уже получила за эту роль "Золотой глобус" и приз актерской гильдии, а учитывая, что среди членов Американской киноакадемии большинство — именно актеры, "Оскар", скорее всего, уйдет в те же руки.
Главный конкурент: Беренис Бежо, сыгравшая в "Артисте" роль восходящей голливудской звезды времен черно-белого кинематографа.

Лучший режиссер:
Мишель Хазанавичус, "Артист"
Для француза Хазанавичуса "Артист" — первая американская работа. Впрочем, в Канн он свою ленту тоже возил. В Каннском конкурсе фильм не победил, зато получил приз от гильдии голливудских режиссеров, что увеличивает шансы Хазанавичуса на "Оскар".
Главный конкурент: Мартин Скорсезе тоже снял фильм об истории кино, за что "Хранитель времени" был отмечен "Золотым глобусом".

Лучший оригинальный сценарий:
Мишель Хазанавичус за "Артиста"
Среди американских киноакадемиков существует негласное правило: раздавать фаворитам "Оскары" одним пакетом. То есть, если картина побеждает в категории "Лучший фильм", скорее всего, она получит статуэтки и за режиссуру, и за сценарий. Поэтому у Хазанавичуса есть хороший шанс подняться на сцену за наградой несколько раз.
Главный конкурент: Вуди Аллен уже получил за свою ироничную комедию "Полночь в Париже" "Золотой глобус". Возможно, для киноакадемиков это послужит причиной отдать метру еще одну статуэтку.

Лучший адаптированный сценарий:

Александер Пайн, Нэт Факсон и Джим Раш за "Потомков"
Критики называют "Потомков" одной из лучших драм прошлого года, и на счету ленты уже есть "Золотой глобус". Поэтому при пяти номинациях на "Оскар" высокие шансы получить вторую статуэтку у фильма есть именно в сценарной категории.
Главный конкурент: Джон Логан за "Хранителя времени". Чтобы фильм при 11 номинациях не остался без главных "Оскаров", статуэтку вполне могут отдать сценаристу ленты.

Лучший анимационный фильм: "Ранго"
Историю о приключениях домашнего хамелеона, мечтавшего об актерской карьере, создатели выпустили в прокат еще в начале прошлого года — даже в украинских кинотеатрах мультфильм шел в марте 2011 года. Для картины, претендующей на "Оскар", это слишком рано: киноакадемики могли и позабыть о всех прелестях мультфильма. Однако мимика персонажа, срисованная с Джонни Деппа, отличное качество компьютерной графики и сюжет с множеством кинематографических отсылок делают "Ранго" главным и фактически единственным претендентом на статуэтку.

Лучший иностранный фильм: "Развод" (Иран)
Драма о том, как в мусульманской стране религиозные догмы способны усложнить любые бытовые мелочи, от развода до попытки нанять сиделку для больного старика, уже получила пять призов на Берлинском кинофестивале и "Золотой глобус" в США. Логично предположить, что "Оскар" — лишь вопрос времени. Тем более что киноакадемики любят награждать фильмы из экзотических стран, где кинематограф преодолевает большие трудности.

Юлия Куприна, Фокус