Органические продукты. Спрос без закона
Тот, кто боится пищи с генетическими модификациями и химическими добавками, ищет и находит органические продукты
По привычке архитектор Светлана Егорова, беря что-нибудь съестное с магазинной полки, пристально рассматривает этикетку, тщась обнаружить на ней маркировку organic. Еду с этой пометкой она покупала несколько лет, пока училась в Лондоне. На родине такую пищу разыскать удается нечасто, вернее – почти никогда.
Едоки биологии
Organic или bio – так в западном мире называются экологически чистые продукты. Их производят без всякой химии и каких-либо химических добавок, на специально сертифицированных чистых землях. Собственно, это такая же еда, которая была полтора века назад – до изобретения ядохимикатов и "тяжелых" удобрений.
Натурпродукты в среднем обходятся европейцам на 10–50% дороже обычных, но спрос на них растет.
– В Лондоне популярны не только органические супермаркеты, но и смуси-бары, где подают коктейли из органических фруктов и овощей, – почти с благоговением рассказывает Светлана Егорова.
Широкий выбор органики, имеющийся в Британии, не удивляет, ведь главный пропагандист продовольственного натурализма – сам принц Чарльз. Его собственному хозяйству больше двадцати лет, оно одно из самых крупных в стране. На 400 га королевской земли не только выращивают экологически чистые овощи и фрукты – там пасется скот, идущий на экологически чистое мясо. Если коровы со свиньями и болеют, то лечат их исключительно натуральными препаратами.
Органическое питание, как в свое время бег трусцой, занимает место в ряду привычек западной цивилизации, поставившей здоровье индивида в красный угол. Среди адептов находятся и фанатики, и умеренные потребители.
– В Германии зажиточные люди, как правило, покупают экологически чистое мясо. Для некоторых это даже отдельный предмет гордости, – с улыбкой рассказывает Наталья Полякова, руководитель немецкой риелторской компании Kennen GmbH. – В нашей семье таких заморочек нет. Порой покупаем bio, когда раскупили уже все обычное. Из bio выбираем яблоки, томатный сок, спаржу, утиное мясо.
По словам Натальи, часто продукты с маркой bio выглядят симпатичнее, стоят значительно дороже своих "неорганических" двойников, а по вкусу – такие же. По просьбе Фокуса семья Поляковых протестировала bio-салями, bio-сыр и bio-спаржу. И сделала выводы: вкусовых отличий почти нет, разве что салями оказалась немного пресноватой. Но когда речь идет о здоровье, даже любители вкусно поесть не сетуют на вкус.
– Основной мотив выбора продуктов organic – это их безопасность, – говорит Фокусу специалист по органике Ульрих Хамм, профессор университета Касселя. – Потребитель хочет быть уверенным в том, что они не содержат генетически модифицированных добавок и пестицидов.
Обещанного ждут. Руководитель Федерации органического движения Украины Евгений Милованов считает, что у нас широкий выбор экологической пищи появится через 5–10 лет
Спрос без закона
Когда в нашей стране появится подобный "органический" выбор, неизвестно. Даже руководитель Федерации органического движения Украины Евгений Милованов в ответ на этот вопрос разводит руками. Отдельные сертифицированные органические продукты – крупы, варенья, фрукты и овощи, которые производят несколько украинских фермерских хозяйств, документированных по европейским стандартам, должны уже в конце лета оказаться на полках некоторых супермаркетов. Конечно же, экологичность у нас тоже отразится на цене: ожидается, что она будет максимум на 30% выше стоимости обычной сельхозпродукции.
– За пять лет украинцев, заинтересованных в органической продукции, стало значительно больше, – считает Евгений Милованов. – Связано это с ухудшением общего качества продовольствия. К сожалению, продукты, которые сейчас появляются в продаже, стали значительно хуже, чем были раньше. Лучше стали только наклейки.
По словам г-на Милованова, в столице Украины уже сформировался потребительский спрос на органику, и недостатка в тех, кто готов раскошеливаться на натуральную продукцию, не будет.
Однако если в Европе чуть ли не на государственном уровне рекламируется органическое производство, то у нас пока законодательно такое понятие отсутствует. В Федерации органического земледелия уверены, что главная преграда на пути развития этого сектора сельского хозяйства – отсутствие закона об органическом земледелии.
– Качество продукции должно защищаться государством, и пока этого нет, то и инвестиции в этот столь привлекательный сектор экономики невелики, – говорит Евгений Милованов.
В Федерации прогнозируют, что только через 5–10 лет в наших магазинах появится широкий выбор чистых продуктов.
Соль земли
Зато жители села Михайлики Полтавской области такие продукты едят уже лет тридцать. Еще в 70-е годы бывший председатель колхоза, а ныне учредитель предприятия "Агроэкология" Семен Антонец отказался от использования химических удобрений. Такое самоуправство во времена интенсивного земледелия уважаемому коммунисту позволили в качестве эксперимента. Инициатива оказалась удачной. Предприятие не использует химии и не применяет глубокой вспашки почвы, и при этом считается одним из областных лидеров по урожайности. В прошлом году, например, с каждого гектара собрали 60 центнеров пшеницы. Михайлики поражают хорошими дорогами, жизнерадостными лицами и изобилием. От европейской зажиточной деревушки это село отличается только нашим колоритом.
"Все свое", – говорят местные жители. И эта крестьянская формула касается не только насущной пищи. Тут есть даже свои телевидение и газета. Среди интуристов, которые приезжают в гости, встречаются даже европейские министры сельского хозяйства: сюда едут поучиться земледелию.
Для Семена Антонца 6 тыс. гектаров родной земли – смысл бытия, а принципы ее возделывания – целая философия. Специальные культуры удобряют почву: например, каждый третий или четвертый год урожай отдают земле – просто оставляют в поле гречиху или люцерну.
– Когда растения попадают в верхний слой почвы, происходит гниение, при этом растут плесень и грибы, так называемая биота. Она и насыщает землю азотом, что делает ее плодородной, – рассказывает предприниматель.
Чтобы не тревожить биоту, землю не вспахивают, а как бы расчесывают специальными граблями-"расческами". Они разрыхляют грунт на 3–4 см в глубину, максимум на 8 см перед посадкой картофеля. Угодья "Агроэкологии" имеют европейский сертификат. Пару раз предприятие продавало пшеницу на экспорт. Свое сырье сбывают по тем же ценам, что и химически удобренное: говорят, что за сверхприбылями не гонятся.
Подобных "зеленых" предприятий в Полтавской области уже около десятка. А в целом в стране примерно 90 таких фермерских хозяйств.
– Некоторые отказываются от химии просто потому, что нет на нее денег, другие – по убеждениям, – говорит зампред координационного совета по вопросам развития органического земледелия в Полтавской области Светлана Злобина. Она считает, что специализация на органике способна обеспечить Украине экономическое процветание. При условии, что будет понимание.
– В Европе земли немного, и она бедная. А у нас почвы богатые, и территории достаточно, чтобы развивать подобное направление, – убеждена г-жа Злобина. – Оно может стать нашей национальной спецификой, как, например, для швейцарцев часы и банки.