"Карманное" кино
Наверняка Эйзенштейн или Дзига Вертов очень удивились бы, услышав, что через сто лет возможность снимать кино появится у каждой кухарки. Тем не менее, это реальность наших дней. Конечно, не каждый обладатель телефона с вмонтированной в него камерой способен снять киношедевр. Однако, несмотря на скептические улыбки мэтров, «мобильные» кинематографисты вносят все более заметный вклад в развитие «важнейшего из искусств»
Показ фильмов-призеров ежегодного французского фестиваля мобильного или, как его еще называют, "карманного", кино Pocket Films прошел в PinchukArtCentre. Директор форума Бенуа Лабурдетт сообщил, что фестиваль, состоявшийся впервые чуть больше года назад в Париже, вызвал большой резонанс: за несколько дней около 8 тысяч зрителей посмотрело 100 моби-фильмов.
Мода на "карманное" кино распространяется со скоростью SMS. В мире проводятся десятки показов мобильного кинематографа. Участвовать в подобных фестивалях может любой желающий, независимо от образования, возраста и прочих формальностей. Темы и стили мобильного кино весьма разнообразны — от пародий на известные киноленты до экранизации собственных фантазий.
Технически ограниченные возможности "камер" порождают невысокое качество изображения и звука. Но изобретательные авторы подкупают зрителя другим: оригинальными или глубоко личными сюжетами, новыми формами подачи материала, а главное — картинками, снятыми в местах, куда доступ с обычными кинокамерами запрещен.
Mammah и другие
Автор документальной работы Mammah, к примеру, представила фильм о восточной женской бане, где снимать запрещено категорически. Были и другие занятные работы. Например, полная загадок "Жемчужина", относящаяся к категории арт-фильмов. Ее автор, Маргерит Ланц, сняла себя в позе "Девушки с жемчужным ожерельем". Цветовое решение фильма идентично цветовой гамме знаменитой картины голландского живописца Яна Вермеера.
Главный призер фестиваля Pocket Films, фильм "Холодная тетрадь", — очень личное и грустное кино о девушке, которой уже нет в живых. Остался лишь ее образ, запечатленный мобилкой. Действие картины происходит в заснеженном "спальном" районе. В обычной "совковой" кухне длинноволосые парни и девушки, украшенные "фенечками", выпивают, болтают, поют песни группы "Крематорий". Изображение главной героини чередуется с кадрами зимних пейзажей. Киевские зрители были почти уверены: "Холодную тетрадь" снимал украинец — где-нибудь на Оболони. И очень удивились, узнав, что фильм сделан в одном казахском городе, влюбленным французом Жаном Клодом Таки.
Прогноз Лабурдетта
В интервью Фокусу месье Лабурдетт сделал смелый прогноз: со временем "карманное" кино займет свое место в современной аудио-визуальной культуре. Мобильный телефон — предмет, чье назначение соединять людей — открывает многое из того, что творится в душе человека. Он ведь всегда под рукой — и в минуты радости, и когда жизнь не мила.
В нынешнем году список стран, увлекшихся "карманным" кино, пополнила Украина: на Международном кинофестивале "Молодость" показали пять отечественных "шедевров". Снимали их студенты-кинематографисты, состоявшиеся режиссеры и даже певица-писательница — Ирэна Карпа. Однако наиболее восторженно оценивали возможности камерафонов студенты. "Мобилки", по их мнению, вполне пригодны для обучения основам ремесла. И в самом деле, процесс производства "карманного фильма" — написание сценария, съемка, компьютерный монтаж — тот же, что и в большом кино.
На успех фестивалей мобильных фильмов оперативно отреагировали производители камерафонов и провайдеры услуг мобильной связи. Теперь они изо всех сил стараются привлечь к "карманному" кино внимание известных кинематографистов. В результате, жюри китайского "мобильного" фестиваля возглавил известный гонконгский режиссер Чен Го, французского — популярный актер и режиссер Тони Маршалл. Конечно, судить — не снимать. Но, кто знает… Режиссеры — люди с причудами: склонны изыскивать вдохновение в скудости средств (вспомните хотя бы Ларса Фон Триера с его "Догмой"). Возможно, когда-нибудь им начнут вручать "Оскара" и за "карманные" шедевры...