Гастролеры: летом ожидается небывалое паломничество западных звезд
Июньское паломничество западных гастролеров в Украину наводит на мысль: «Неужели наша страна перестала быть европейской окраиной?» Риторическое удивление порождает риторическую мечту: «Может, я когда-нибудь доживу до приезда своего любимого исполнителя?»
"Конечно, – радостно скандируют местные организаторы концертов, – пусть не все сразу, но сегодня нет никаких препятствий для гастролей любого артиста". Действительно, еще пять лет назад о приезде топовых артистов не могло быть и речи. Рассказывает директор компании "Еврошоу" Сергей Галузин: "Агенты зарубежных исполнителей отвечали нам примерно так: "Да, мы будем проводить гастроли в Восточной Европе, но в нашем понимании она заканчивается на ваших западных границах".
За это время концертных площадок в столице не прибавилось, не улучшилось ни их состояние, ни акустика: все тот же "сарай" Дворец спорта, все тот же "оплот поплавщины" Дворец "Украина", десяток клубов и пабов да несколько открытых площадок, включая унизительный для большинства исполнителей стадион. Но главная проблема не в них, а в неплатежеспособности наших граждан, которым билет за 100 гривен казался непозволительной роскошью. "А теперь, когда киевляне зарабатывают в среднем 500–1000 долларов, им не составит труда заплатить 20, 50 или даже 100 долларов за билет на концерт любимого исполнителя", – уверен Галузин. Сегодня билеты по 30–40 долларов – обычное дело для столицы.
Понаехали тут!
Выступающих у нас артистов можно классифицировать по территориальному признаку: наши, соседские и все остальные. Все они работают за гонорар, который для местных и соседских редко бывает более $20 тысяч. Остальные берут за выступление от $20 тысяч до $1 миллиона. Лишь единицы осмелятся просить больше. Это звезды уровня Мадонны, чей гонорар за прошлогодний концерт в Москве составил около $4 миллионов. С учетом спонсорских денег и участия певицы в акциях, напрямую не связанных с концертом, миссис Ричи увезла из Белокаменной все $8 миллионов. "Есть несколько градаций артистов, – рассказывает совладелец клуба "ХLIБ" и директор агентства Promo-ocean Виталий Бардецкий. – Артисты для маленьких клубов, артисты для больших клубов от 500 до 1,5 тысяч человек. За ними идут артисты для небольших залов – от 1,5 до 3 тысяч человек. И, наконец, – артисты для залов свыше 5–7 тысяч. Разница между ними драматическая, и не только по уровню гонораров".
Гонорар – не единственное требование артистов для предстоящих гастролей. Существует так называемый райдер – технические и бытовые требования артиста к организаторам концерта. Они могут быть простыми и содержать всего несколько пунктов. Но чем капризнее звезда, тем мудренее райдер, на нескольких страницах которого подробно расписаны все бытовые прихоти артиста – от количества спиртных напитков до длины ворса на банных полотенцах. Как правило, артисты топ-класса гастролируют со своим аппаратом и сценическим оборудованием, которое устанавливает и демонтирует собственная бригада рабочих и техников.
Приезд того или иного исполнителя в Украину зависит от его гастрольного графика. К нам могут попасть все, кто не прочь порезвиться на просторах Восточной Европы. Однако даты и места выступлений расписываются на год вперед. "Могут быть отдельные выступления за очень хорошие деньги, но обычно такие предложения даже не рассматриваются", – рассказывает г-н Бардецкий. Поэтому прошлогоднее выступление Элтона Джона и концерт Пола Маккартни – исключительный случай. И к бизнесу эти гастроли не имеют никакого отношения. Впрочем, Сергей Галузин уверен, что они могли бы принести и экономическую выгоду: "Ели бы Маккартни брал за концерт стандартный гонорар, ну, скажем, $1,5 – 2 миллиона, а концерт проходил на стадионе, естественно, при наличии спонсоров, то на сегодняшний день это мог бы быть коммерческий концерт".
Тур Боярка – Борисполь – Бровары
Организаторы сами связываются с агентами исполнителя. Реже агенты выходят на организаторов, хотя в этой цепочке, особенно у нас и в России, может быть два-три посреднических звена. Посредники берут 10–20% от прибыли с концерта. А сама прибыль, даже с учетом спонсорской поддержки и аншлага, редко превышает $50 тысяч.
Главная задача организаторов – выполнить все требования по райдеру и обеспечить своевременную доставку и отправку оборудования. А это не так просто, учитывая наши расстояния. В густонаселенной Европе, например, чтобы переехать из столицы Австрии Вены в столицу Словакии Братиславу, нужно преодолеть всего 64 километра – все равно что доехать из Киева в Борисполь. А теперь представьте, что у какого-нибудь Depeche Mode будут гастроли в Украине. Одесса, Львов, Киев, Донецк – приличные с виду города, но сколько сил и денег потратят организаторы, перегоняя фуры с оборудованием по этому маршруту? Уж лучше пусть Depeche Mode останется дома, а в турне отправится наша "Друга ріка" – ребята привыкшие и, несомненно, менее притязательные.
Однако ситуация в мире шоу-бизнеса складывается так, что скоро исполнителей не остановят ни бесконечные переезды, ни долгий график турне. В связи с появлением альтернативных форм дистрибуции музыкальной продукции – интернета, сети неспециализированных магазинов, популяризации формата МP3 – артистам придется вернуться к своей непосредственной работе: концертным выступлениям. Пока еще возможно записать новый аудиоальбом, снять пару-тройку клипов и вообще не ездить ни в какие гастрольные туры. Но такое положение дел долго не продержится. Яркой иллюстрацией стал недавний уход Мадонны из крупнейшей на медиарынке компании Warner Bros и подписание многомиллионного контракта с организацией Live Nation.
Вопросы экономики
Но необходимость активизировать концертную деятельность еще не значит, что артисты поедут именно к нам. Не говоря уже о низком уровне сервиса и небольшом опыте проведения массовых мероприятий с участием зарубежных исполнителей, в Украине элементарно не хватает концертных площадок. "У нас, например, нет зала на 15–18 тысяч, – говорит Галузин. – И не вытянутого, а квадратного, где из любой точки прекрасно видно сцену, какие есть в массе городов Европы. Потому что если вдруг Дворец спорта занят, в столице нельзя провести концерт какой-либо звезды". Так было с гастролями Soulfly в 2005 году: из-за подготовки к "Евровидению" группе не разрешили выступить во Дворце спорта, и фанатам пришлось ехать на концерт своего любимца в Одессу. "У нас сложно делать билеты по 50–100 евро. Если бы у нас были площадки, предполагающие адекватный этим деньгам сервис, тогда – да. Я бы, например, хорошо подумал, прежде чем платить 100 евро за концерт во Дворце спорта. Скорее бы потратил 500 евро и полетел на концерт того же исполнителя в Прагу", – признается Виталий Бардецкий.
Организация гастролей – весьма непростой бизнес. Здесь многое происходит по наитию, и от крупных провалов не застрахован никто. "Рецепта успешности нет, зачастую руководствуешься собственным чутьем и рассчитываешь только на свой вкус. Мы не можем предсказать, кто победит на выборах мэра, еще сложнее предсказать, придут люди на концерт или нет. Я не уверен, что, если бы приехал Джастин Тимберлейк, на его концерт пришло бы 5 тысяч человек", – говорит Виталий Бардецкий. Очень хорошее сравнение привел Сергей Галузин: "Шоу-бизнес – гораздо сложнее политики. Там дают сто гривен и говорят: пойди, проголосуй. У нас же другая ситуация: человек должен прийти, проголосовать за нашего артиста и сам принести 100 долларов".
Июньские концерты в восточноевропейских столицах
Гастролёры в Москве | Гастролёры в Варшаве | Гастролёры в Киеве |
5 – Гару, Кремлёвский дворец, $100–500 | 4 – Джонатан Дэвис (Korn), клуб Stodola, $55 | 3 – Гару, ДК «Украина», $16–370 |
16 – Кайли Миноуг, СК «Олимпийский», $70–2100 | 7 – Боб Дилан, клуб Stodola, $120 | 4 – Хулио Иглесиас, ДК «Украина», $164–515 |
17 – Хулио Иглесиас, Кремлёвский дворец, $125–2300 | 9 – Cavalera Conspiracy, клуб Stodola, $60–65 | 14 – Карл Кокс, МВЦ, $30–145 |
18, 19 – Серж Танкян (System of a Down), клуб «Б1 Максимум», $125 | 18 – Сезария Эвора, Sala Kongresowa, $27–115 | 14 – Пол Маккартни, площадь Независимости, бесплатно |
25 – Sex Pistols, стадион «Лужники», $190–550 | 26 – The Police, Хожув, стадион Slaski, $62–500 | 16 – Ленни Кравитц, Дворец спорта, $50–620 |
26 – Таркан, СК «Олимпийский», $65–500 | 27 – Карлос Сантана, стадион Gwardii, $75–350 | 17,18 – Lacrimosa: 17-го – клуб «Бинго», $50, 18-го– ЦКИ НАУ, $20–40 |