Закрома апокалипсиса. Украина готовится встретить любые экстремальные ситуации
Украина готова к рекордным морозам и другим экстремальным ситуациям, утверждают в Госрезерве. Фокус побывал в стратегических хранилищах страны
"Государственная тайна!" — едва ли не самый частый ответ сотрудников Госрезерва. Здесь вам никогда не расскажут, на какой срок хватит запасов мяса, масла, топлива. Раньше эту тайну берегли от иностранных шпионов, теперь в основном от недобросовест-ных коммерсантов, которые, узнав о недостаточных запасах того или иного продукта, могут взвинтить на него цены. Но если сравнивать с временами СССР, то сегодня эта госструктура стала намного прозрачнее. Здесь готовы поведать, что предприятий, хранящих стратегические запасы, в Украине 46 и что товаров в списках Госрезерва около 100. Скрывать эту информацию в эпоху интернета и спутников не видят смысла.
Последние месяцы Госрезерв регулярно фигурирует в новостях. О нем вспоминают, когда возникает дефицит того или иного товара или выясняется, что у некой страны есть ядерное оружие, или заходит речь о конце света в 2012 году. Если добавить к этому скандалы, связанные с возвращением отчужденных материальных ценностей, проверками КРУ, эмиграцией бывшего руководителя Госрезерва Михаила Поживанова, которому инкриминируют хищение госсредств на миллиарды гривен, то это ведомство можно назвать одним из главных ньюсмейкеров страны. Ажиотажа добавляют и метеопрогнозы, непрерывно обещающие Украине рекордно низкие температуры. Так как же на самом деле выглядят закрома родины?
Как зеницу ока
Надпись на воротах морозильных камер киевского комбината "Прогресс", одного из старейших предприятий системы резерва Украины, гласит: "Берегите холод". Построены эти хранилища еще в 1936 году. Именно их бомбили в 1941-м, 22 июня ровно в 4 часа. Сегодня здесь находятся самые ценные продукты из запасов на черный день — мясо, масло, а на теплых складах — сахар. Чтобы попасть в холодильные камеры, нужно пройти по длинным бетонным коридорам, вдоль которых проложены рельсы, проехать в неспешном грузовом лифте, миновать ворота в полметра толщиной. Потом — достать из пенопластовой стены, преграждающей путь, дверцу-пробку. Зайдя в помещение, наталкиваешься на стену холода. Чтобы мясо и масло не испортились за отведенные им ГОСТами два года, в камерах поддерживается температура минус 25–27 градусов по Цельсию. Сотрудники не очень охотно наведываются сюда, да это и не имеет смысла — правила предписывают беречь не только холод, но и микроклимат. Именно благодаря ему сахар из закромов не превращается в камень, а в крупах не заводится моль.
Мясо хранится полутушами — по полкоровы. Под потолком, над штабелями товара, свисают снежные сталактиты, под ногами хрустит слой изморози. Очень неприятно было бы оказаться запертым здесь на ночь. Сотрудники, имеющие допуск к хранилищам, обращают внимание на то, какие эти полутуши свежие, аппетитные — не обледеневшие, красно-розовые, с жировыми прослойками на ребрах. Сливочное масло поставляется расфасованным в небольшие ящики. Где заканчиваются стеллажи с товаром, не видно, они тянутся и тянутся вдаль. Советский человек расплакался бы от такого изобилия.
Глава Госрезерва Алексей Лелюк о запасах страны говорит не без пафоса: "Без сильного Госрезерва не бывает сильного государства". В подтверждение своих слов приводит пример недавнего мирового кризиса, который доказал: деньги могут обесцениться, поэтому продуктовые и товарные запасы — гораздо надежней. Во главе Резерва Лелюк немногим больше года. На стеллажах его рабочего кабинета — авторские книги по совершенствованию бизнес-систем. Он охотно развенчивает миф о тушенке времен Второй мировой и противогазах для лошадей, якобы хранящихся в резервах.
Палатки, печки-буржуйки и генераторы, которые показывают на кировоградском комбинате "Треугольник", — 2005 года выпуска. Хотя сделаны они еще по советским чертежам. Сколько человек может обогреть весь запас предприятия — тайна. Но одна палатка способна вместить 80 человек, если все они лягут на пол и прижмутся друг к другу. Две буржуйки могут протопить одну палатку даже в лютый мороз. Один генератор со склада может поддерживать жизнедеятельность дома на 100 квартир. При условии, конечно, что жильцы не будут включать сразу все электроприборы.
Так как предприятие режимное, половина его сотрудников задействована в охране. Стерегут территорию и три собаки. Днем они сидят в клетке, ночью их выпускают. Близко к псам лучше не подходить — все-таки сторожевые. На воротах каждого склада помимо замка висит пломба. Большинство пломб современные, полипропиленовые. Но есть и раритетные, состоящие из деревяшки, проволоки и кусочка пластилина, на котором металлическим штампом делается оттиск. Чтобы мягкий пластилин не прилипал к штампу, на него надо дохнуть или просто плюнуть. Такой метод помогал еще дедам и отцам, а они в хранении запасов знали толк.
Не укради
О временах Союза в Госрезерве отзываются уважительно. Именно благодаря опыту работы Госрезерва СССР Украине досталась хорошая база — склады, элеваторы, мельницы. Цех по подаче холода в морозильные камеры "Прогресса" выглядит даже стильно. Витиеватые конструкции труб, яркие вентили, покрытые белым снегом детали. На стенах — винтажные плакаты советского образца, заключенные в рамы. Они предупреждают: "Не открывай вентиль — идет ремонт", "Подтягивай болты без рычага — так опасно". Владимир Гологоват работает в этом цеху 16 лет, все вентили знает как свои пять пальцев. За вредность получает молоко. Это то немногое, что осталось от традиций распавшейся сверхдержавы.
В 90-х "закрома родины" заметно опустели. Почему — в принципе, понятно. Склад наполнен товарами, государство за ними обратится, скорее всего, только по истечении сроков хранения, а до тех пор их можно "прокрутить". Либо просто экспроприировать.
Словосочетание "расхищение госимущества" стало особенно популярным в 2009–2010 гг. В этот период в Госрезерве проходил аудит за аудитом. В том числе и международные проверки.
Объемов того, чего не досчитались, не скрывают, поскольку власть сменилась. Лелюк рассказывает, как на одном из предприятий в Черкасской области не обнаружили 700 вагонов зерна на сумму почти 100 млн гривен. Хранилось народное добро в элеваторах. Когда аудиторы Госрезерва пришли проверять их содержимое, оказалось, что горловины емкостей заклеены картоном, сверху насыпано немного зерна, а внутри — пустота. Директора уволили, материалы передали правоохранительным органам. Второй директор умер прямо на рабочем месте, третий столкнулся с противостоянием местных властей. Но предприятие выстояло. Дальнейшую работу Госрезерва руководство ведомства, естественно, видит честной и прозрачной.
Не пора ли освежиться
Основная работа ведомства — хранить товары и продукты. Также в обязанностях Госрезерва — обновление запасов. Если оно касается таких товаров, как печки-буржуйки, то для продления срока их хранения могут устроить экспертизу. Проводит ее лаборатория Госрезерва. Эта же организация тестирует продукты и товары перед их поступлением в хранилища. Бывают случаи, когда добро, не прошедшее экспертизу, возвращают поставщикам. Так недавно случилось с мясными консервами, у которых была перебита маркировка.
Продать товары для закромов родины может каждый. Как и купить то, что попало под обновление. Какие материальные ценности выставят на торги в ближайшее время, можно узнать на сайте Госагентства. Например, 8 февраля все желающие могли приобрести 29 т листовой стали и 232 км авиапроводов. В скором времени будут реализованы 1 077 140 банок свиной тушенки, 880 т сливочного масла. Взамен в 2011 году украинцам купили 1450 т мороженого мяса, 40 тыс. т зерна и бумагу. В 2010-м планировали приобрести чай, носки, шапки, утепленное белье. Но, судя по отчетам, не смогли.
На прилавках магазинов товары из стратегических хранилищ, по словам представителей ведомства, не встретить. Но представить, как будет выглядеть Украина, если объявят ЧП и задействуют ресурсы Госрезерва, можно, посетив одну из палаток для обогрева. Сегодня такие времянки установлены во многих крупных городах страны. Они идентичны тем, что хранятся в кладовой государтва. За день палатку посещают десятки людей. Закоптившаяся буржуйка греет на полную мощность, воздух в помещении тяжелый. На дежурящих в палатке — маски. Благо, после эпопеи со свиным гриппом этого добра накупили впрок. Скрашивает атмосферу чай из алюминиевого чайника, чуть подслащенный. Сахар — одна из немногих радостей, доступных во время ЧП. Которое, будем надеяться, в нашей стране не объявят.
- шапки*
- носки
- нательное белье
- утепленное — кальсоны и пр.
- нательное белье обычное
Продукты
- зерно
- мука
- замороженное мясо
- мясные консервы
- сахар-песок
- сливочное масло
- кофе, чай — черный листовой индийский
Быт
- одинарные ватные матрацы
- байковые одеяла
- подушки
- постельное белье
- хозяйственное мыло
- оцинкованные
- ведра
- палатки
- марлевые повязки, респираторы
Кладовая
- полиэтилен
- электропровода
- листовое стекло
- рубероид
- автошины
- печи–буржуйки
- электростанции
Топливо
- дизельное топливо
- бензин А-76
- топливо для реактивных двигателей
*Количество и объемы — государственная тайна По данным Реестра государственных закупок Госрезерва за 2005–2009 годы и согласно другой открытой информации с сайта Государственного агентства резерва Украины
Анна Устенко, Фото Женя Савилов, Фокус