Снято. Стоп. На конкурсе World Press Photo в числе лучших названы снимки из Украины

На престижном конкурсе World Press Photo в этом году награды завоевали сразу три снимка, сделанные в Украине. Авторы-победители рассказали Фокусу о том, как создавались их проекты, а также о том, почему им интересно работать в нашей стране

В этом году на самый престижный в фотожурналистике конкурс пять тысяч фотографов оправили более 100 тыс. работ. В каждой номинации, а всего их девять, определяли двух победителей — в категориях «одиночный снимок» и «фотоистория» с серией репортажных фото. Главным героем конкурса по итогам 2011 года стала работа испанского фотографа Самуэля Аранды. Снимок, на котором йеменская женщина обнимает своего раненого родственника во время акции протеста в Сане, для жюри стал образом мужества простых людей, творящих историю на Ближнем Востоке.

Впечатлили гуру репортажной фотографии и три работы, снятые в Украине, — такого широкого представительства на конкурсе страна ещё не получала. Авторы работ-победителей, канадский, французский и южноафриканский фотографы, рассказали Фокусу о своём видении «другой войны» — ежедневного противостояния украинцев нищете, болезням и соб­ственной власти.

Сказано телом
Гийом Эрбо работает в Украине уже десять лет. Он считает, что фотографу-иностранцу в Украине работается легко. Хотя поначалу было непросто привыкнуть к мрачным лицам и грубости, на которую он наталкивался при знакомстве. «Но уже через пять минут те, с кем я общаюсь, становятся очень дружелюбными», — отмечает Гийом. Идею создания проекта «Новые амазонки» фотографу подсказала фотосъёмка пятилетней давности. Тогда Эрбо снимал украинок из школы боевых искусств «Асгарда». Они напомнили Эрбо женщин-воинов. «Когда я увидел Femen, то сказал им, что они — новые амазонки, — рассказывает Эрбо. — Они используют своё тело как оружие. А мне кажется, что тело сегодня — это последний форпост личной свободы перед любой властью. Femen — символ борьбы для всего мира».

Допрос с пристрастиемВ категории «Портреты» победил канадский фотограф Дональд Вебер с серией фотографий под названием «Комната допросов». Проект Вебер считает кульминацией своего многолетнего изучения авторитаризма в России и Украине. В одной из безымянных украинских комнат допросов Вебер увидел, как выбивают признания из подозреваемых. Он добивался разрешения на эту съёмку очень долго. «Было важно задокументировать это», — рассказывает Вебер Фокусу. Ему было жаль этих людей, застрявших в системе, которая десятилетиями живёт по своим жестоким правилам. Но мы все в какой-то степени являемся заложниками системы, где бы мы ни жили, считает он, в Украине, Канаде, США или Китае. Нам приходится приспосабливаться в обществе, в котором кто-то получает мандат на власть, говорит Вебер.

Благодаря моей работе я повстречал в Украине много замечательных людей. Это были врачи, социальные работники, но большая часть – обычные люди, которые живут с диагнозом ВИЧ, которые страдают от своих собственных проблем, но умудряются помогать другим.

Вот они меня действительно удивили.

Когда я работал в Украине, я понял, насколько тяжело жить в стране в переходной период от коммунизма к новой демократии, как это влияет на людей, как медленно что-то меняется. Украинцам так тяжело живётся, но они в большинстве случаев сохраняют чувство юмора и их готовность продолжать жить дальше, добиваться в чём-то успеха.

Самым тяжёлым моментом для меня было наблюдать за теми, кто умирал в страшных муках просто потому, что они не могли позволить себе купить нужное лекарство или не попали в нужный список, который обеспечил бы им лечение. Видеть и фотографировать это было действительно тяжело. При этом эти люди с благодарностью позволяли мне снимать историю их жизни. Это обязывало меня делать свою работу очень хорошо, чтобы они выглядели достойно. Это было очень тяжело и с профессиональной, и с психологической точки зрения.

Яна Седова, Фокус