25 самых влиятельных деятелей украинского арт-рынка

Художники творят, но глубинными процессами в мире искусства правят другие люди. Те, которые выставляют, оценивают, продают и покупают произведения, а также продвигают их авторов

Своё знакомство с искусством Игорь Абрамович начал более десяти лет назад — с работы перевозчика художественных полотен. Заняться продажей картин он решил всего пару лет назад, когда обнаружил, что едва ли не лучше всех знаком с правилами жизни отечественного арт-бомонда. С тех пор силами Абрамовича украинские художники, работами которых он торгует, активно продаются на аукционах Christie’s, Sotheby’s и Phillips de Pury. А представляет арт-дилер в основном отечественных арт-звёзд, например, Анатолия Криволапа, Олега Тистола, Василия Цаголова, Игоря Гусева и других. Он регулярно бывает в Лондоне, где планирует в скором времени организовать большую выставку украинского современного искусства, находит новых отечественных коллекционеров, а также занимается самообразованием и собирается получать искусствоведческий диплом.

Благотворительный фонд «Развитие Украины» Рината Ахметова, №1 в рейтинге самых богатых украинцев Фокуса, сравнительно недавно занялся поддержкой украинского современного искусства, но уверенно завоёвывает позиции на этом поле. Два года назад был учреждён грантовый проект і3, в рамках которого финансовую поддержку своих проектов могут получить в том числе и отечественные художники и музейщики. Кроме того, Ахметов задумал навсегда изменить имидж родного Донецка. С 2010 года там проходит ежегодный проект Art Point, цель которого стать «точкой входа» современного искусства в жизнь дончан, помочь жителям и гостям города отойти от штампов и клише, связанных с ним. Специально для этого компания СКМ приглашает художников, скульпторов и фотографов, которые раньше никогда не были в Донецке или вообще впервые приезжают в Украину. На последней выставке, которая прошла в ноябре 2011 года, свои работы представили 13 мастеров из девяти стран, в том числе и украинские художники Сергей Братков и Игорь Гусев.

«Институтская» — это антигалерея», — говорит о своём детище Виктория. Специализируется квартирная галерея на молодом экспериментальном искусстве. Здесь, например, можно увидеть выставку граффити под названием «Унылое говно». Для Виктории эта площадка — возможность проявить здоровый авантюризм, попробовать сделать имя художнику с нестандартным мышлением. В дальнейшем со многими из этих авторов Бурлака продолжает сотрудничество на более традиционной площадке — в Малой галерее «Мистецького арсенала», где сейчас проходит выставка Марии Павленко. К успешным проектам галеристка относит экспозиции Лады Наконечной, Никиты Кадана, Жанны Кадыровой, Владимира Кузнецова, Николая Ридного.

Интересоваться предметами искусства братья Василенко начали ещё в начале 90-х. Преуспев как частные арт-дилеры, получив чёткие представления о структуре рынка и предпочтениях коллекционеров, Михаил и Алексей в 2004 году открыли свой аукционный дом. Сейчас в нём существует три постоянно действующих отдела: «Классическое искусство», «Дизайн и фото» и «Современное искусство». Выход на рынок современного искусства был для братьев Василенко рискованным шагом. «Вторичного рынка не существовало, были хаотичные схемы купли-продажи, и цены на работы одного и того же художника могли разниться в десятки раз», — говорит Алексей Василенко. Сейчас, считает он, коллекционеры начали понемногу ориентироваться и в ценовой политике, и в правилах цивилизованного рынка.

Воронов является обладателем одной из самых внушительных коллекций скульптуры и живописи в Восточной Европе. У него есть работы Архипенко, Бранкузи, Джакометти, Родена, а ещё 74 скульптуры Дега, уникальное собрание произведений великого импрессиониста в этом жанре. Как меценат Воронов поддерживает украинских художников. В 2009 году он оплатил транспортные и таможенные расходы наших авторов при поездке на аукцион Sotheby’s, где современные украинские картины были представлены впервые. Частная коллекция Воронова начиналась с картин Бовкуна и Подервянского. Их работы в начале 90-х бизнесмену подарили партнёры.

В качестве арт-менеджера самого влиятельного украинского центра современного искусства бельгиец Бйорн Гельдхоф стал сокуратором масштабной выставки «Сексуальность и трансцендентность», в рамках которой были представлены работы звёзд мирового арта Такаши Мураками, Аниша Капура, Синди Шерман, Джеффа Кунса и других. В эту же экспозицию попали и картины двух украинцев — Бориса Михайлова и Ильи Чичкана. Кроме того, Гельдхоф работал над организацией выставки украинского художника Сергея Браткова и уже второй год принимает активное участие в организации премии PinchukArtCentre для молодых украинских художников.

Владелец самой полной коллекции работ украинских нонконформистов Анатолий Дымчук увлёкся коллекционированием ещё в детстве благодаря своему близкому другу-филателисту. Собирать произведения искусства одессит начал в 2004 году, и через два года у него уже было около 1000 картин. «Накопилось большое количество работ, и им нужно было давать жизнь, перевести из запасников и хранилищ в коллективное культурное сознание», — говорит Дымчук. Для этого он открыл галерею NT-Art Gallery в Одессе, в которой сейчас выставлены художники-нонконформисты. Коллекция бизнесмена уже разрослась до 2500 работ. Этой весной Дымчук открывает ещё одну галерею в Киеве, где будут представлены работы, созданные в 90-е и позднее.

Три года назад Наталья Жеваго, жена бизнесмена Олега Жеваго, организовала вечерние лекции по искусству. «Я создавала образовательную среду для себя», — признаётся она. Но скоро бесплатные лекции стали популярными среди творческой молодёжи. В рамках «Культурного проекта» проходят курсы по академическому искусству для детей и взрослых, лекции теоретиков и художников современного искусства. По приглашению Натальи Жеваго Киев уже посетили художники Дмитрий Гутов и Анатолий Осмоловский, медиатеоретик Лев Манович, искусствовед Франсуаза Барб-Галль.

Одна из самых молодых участниц рейтинга Фокуса, куратор, галерист и критик Дарина Жолдак за неделю до выхода номера, 17 февраля, умерла от остановки сердца, вызванной, по словам врачей, осложнениями после родов. Месяц назад она родила вторую дочь, Иванку, старшей — Ярине недавно исполнилось семь. Даже беременной Жолдак активно работала над подготовкой первой Киевской международной биеннале современного искусства Arsenale, которая пройдёт с 17 мая по 31 июля, но не успела завершить проект. До того, как окунуться в работу для «Мистецького арсенала», дочь украинского писателя Богдана Жолдака была директором известной галереи «Коллекция», продвигавшей работы мастеров современного украинского искусства — Александра Гнилицкого, Александра Ройтбурда, Арсена Савадова, Ильи Чичкана и других.

Аукционный дом, созданный Комским, один из крупнейших в Украине и специализируется на современном отечественном искусстве. 3–4% лотов составляют работы совсем молодых авторов. Основной процент — картины таких мастеров, как Матвей Вайсберг, Павел Маков, Александр Животков, Александр Ройтбурд. Но даже их полотна выставляются на торги с невысокими по европейским меркам стартовыми ценами. Картина Вайсберга «Чёрный лебедь» (2011) стартует с $1500, «Возле окна» Животкова (1988) — с $4500, «Голова» Ройтбурда (1998) — с $6500. По мнению Комского, такой уровень цен помогает поддерживать интерес к развивающемуся рынку украинского искусства.

«Изоляция» — уникальное для Украины явление. Культурный центр создан на территории бывшего завода. Раньше здесь производили изоляционные материалы, сегодня выставляют работы современных украинских и зарубежных авторов. Есть на территории фонда и свой террикон с металлическим оленем на верхушке. По мнению Михайловой, такова идеальная «оболочка» для современной культуры в Донецке. Основатель фонда позиционирует проект как некоммерческий и верит, что со временем его будет поддерживать всё больше людей. Привлечь их должна индустриальная составляющая и смелость проекта. В конце марта на территории бывшего завода откроется выставка в новой галерее под названием «Медпункт».

Идея заняться продажей произведений искусства появилась у Татьяны Мироновой более десяти лет назад, и поначалу галерея существовала в закрытом режиме, то есть исключительно для друзей и знакомых. Первым художником, чьи работы выставлялись у Мироновой, стал Сергей Гай. Затем галеристка решила, что ей нужны имена, которых ещё не знают в Украине, и вышла на живущего в Амстердаме бывшего львовянина Романа Жука. Татьяна говорит, что не хочет замыкаться лишь на отечественных авторах. И сейчас её Mironova Gallery сотрудничает с очень разными художниками, в их числе с недавних пор и россиянин с украинскими корнями Олег Кулик. Кроме того, галерея регулярно участвует в международных ярмарках: «Арт-Москве» в России, Scope Miami в США и Scope Art Basel в Швейцарии. А ближайшая цель — Frieze в Лондоне.

Авторитетный куратор современного искусства в Украине до того, как стать заместителем генерального директора по музейной и выставочной части «Мистецького арсенала», шесть лет занимал кураторскую должность в PinchukArtCentre. Среди самых интересных проектов Соловьёва представленные в 2011 году «Космическая Одиссея» и «НезависимыеIndependent». По словам самого куратора, «Космическая Одиссея» прошла в формате Недели актуального искусства и стала первым подобным мероприятием в Киеве. А масштабный проект «НезависимыеIndependent» продемонстрировал публике всю палитру достижений и изменений в украинском искусстве за годы независимости. В последнее время куратор увлечён продвижением молодых украинских художников, из работ которых он создал отдельную экспозицию на последней ярмарке ART KYIV contemporary. Помимо кураторской деятельности, Соловьёв принимает участие в искусствоведческих дискуссиях, круглых столах, а также читает лекции.

«Мне нравится работать с молодыми художниками. Разводить вирусы творческого отношения к жизни», — говорит Тарабукин о проектах «М17». Задача центра — показать украинское искусство, и не только его топ-сегмент, всему миру. В акценте на молодых авторов, по мнению Тарабукина, и заключается одна из особенностей «М17». Шанс получить подобную поддержку есть у тех, кто воспринимает современное искусство как поиск новых форм, идей, экспериментальную лабораторию.

Интерес к новым веяниям отечественного искусства у Тарабукина не заканчивается на «М17». В его личной коллекции в основном картины XVII—XX веков, но в последнее время появились работы современных украинских художников.

Возглавляемая Трилисским «Галерея РА» — старейшая в независимой Украине, она была основана в 1993 году. Ключевые участники экспозиций — современные отечественные художники, уже сделавшие себе имя. Но, как акцентирует внимание директор галереи, предпочтение им отдаётся не из-за статуса, а из-за высокого уровня их работ. Не закрыты залы и для молодых дебютантов. Тот же принцип отбора работ действует в «РА-фото».
Если задача галерей Трилисского — знакомить украинскую публику с украинским искусством, то фестиваль KievFotoCom представляет известных иностранцев, таких как французский фотограф Антуан Д’Агата, который осенью 2011-го приехал в Киев, чтобы показать свои произведения и поделиться опытом работы в агентстве Magnum с украинскими коллегами. Гордится один из первых украинских галеристов и образовательной составляющей своих проектов — арт-школой кураторов, фотошколой, мастер-классами.

Выставки в галерее, на её основной площадке и на дополнительной — в «АРТподвале», сегодня длятся не более 12 дней. Причина — слишком много проектов и заявок, и это по большей части заслуга Тумасьян. Она руководит галереей с момента её основания в 1996 году. Здесь выставлялись почти все молодые харьковские художники, и многие из них уже сделали себе имя. Например, Артём Волокитин, который получил первую премию PinchukArtCentre в 2009 году. Основная задача галереи — популяризация современного искусства региона. Каждые два года Харьковская галерея проводит Фестиваль молодёжных проектов Non Stop Mediа. В конце марта в городе открывается первый центр современного искусства — ЕрмиловЦентр. Татьяна Тумасьян будет его куратором.

Четверть века харьковский бизнесмен и президент Украинского еврейского комитета Александр Фельдман коллекционирует самые разные вещи: морские раковины, вина, антикварное оружие, резные японские фигурки окимоно и картины Парижской школы. Есть в коллекции Фельдмана и подборка современного искусства, правда, в этом контексте он называет себя не коллекционером, а собирателем. «Для меня это исключительно благотворительный проект, я покупаю с целью поддержки современного искусства», — объясняет бизнесмен. В запасниках Благотворительного фонда «АВЭК» собрано около 1000 предметов актуального арта. В галерее, которая также принадлежит Фельдману, постоянно проходят выставки украинских художников. «Есть большая разница — привлечь людей на стадион или в музей. Вкладывать в это — долг любого состоятельного и культурного человека», — считает меценат.

Арт-центр Soviart — самый старый центр современного искусства в Украине, он открылся ещё в 1987 году. В одноимённое объединение, которое возглавляет Хаматов, входят также издательство «Совиарт», журнал «Галерея», арт-школа и другие художественные организации. За 30 лет в галерее Soviart были выставлены работы более 500 современных украинских и зарубежных художников, в числе которых — Миколай Гринберг, Эрнест Котков, Александр Павлов и многие другие. Кроме того, Виктор Хаматов в 2010 году стал организатором выставки международной премии World Press Photo в Украине. С недавних пор он также является сопредседателем общественного совета «Андреевский спуск», выступающего в защиту старинной столичной улицы, где расположены десятки памятников архитектуры и культуры, а также несколько известных галерей и музеев.

Экхарда Шнайдера называют гуру современного искусства. Вполне заслуженно, учитывая его 30-летний опыт работы в контемпорари-арте. За это время искусствовед и куратор организовал внушительное количество персональных и групповых выставок по всему миру. В его портфолио значатся «персоналки» Олафура Элиассона, Аниша Капура и многих других мировых звёзд. Кроме того, Шнайдер заинтересован в молодых украинских художниках и считает, что им есть что противопоставить зарубежным коллегам, поскольку их творчество включено в украинский социокультурный контекст. Гендиректор PinchukArtCentre также уверен, что одна из задач крупнейшего отечественного центра современного искусства — поиск молодых талантов, которых можно представить иностранным галеристам и кураторам.

Марина Щербенко позиционирует Bottega Gallery не только как выставочное пространство, но и как место для творческих дискуссий, образовательных программ. В галерее, расположенной в самом центре Киева, регулярно проходят лекции, мастер-классы, конференции, по субботам работает детская художественная студия. Для поддержки молодых украинских художников Bottega проводит конкурс МУХi. В ноябре этого года он состоится уже в четвёртый раз.
В личной коллекции Марины, для которой галерейная и кураторская деятельность — основная работа, и её мужа есть картины Тиберия Сильваши, Александра Животкова, Льва Маркосяна, Олега Животкова, Виктора Рыжих и других.

Фокус