Царь не всея Руси. Путин выиграл выборы, но проиграл Москву
Владимир Путин с большим отрывом выиграл выборы 4 марта. Но Москву — проиграл
Реалити-шоу X Factor считается самым дорогим в истории: один его эпизод обходится в $3,5 млн. Американским производителям этого телевизионного чуда и не снились настоящие бюджеты. Реалити-шоу, которое увидела Россия 4 марта, обошлось в 15 млрд руб. ($511 млн) — такова была стоимость контракта на оснащение каждого избирательного участка в России двумя веб-камерами и создание сайта, на котором вживую транслировалось голосование на всех 94 500 избирательных участках.
Этот контракт, полученный государственной компанией "Ростелеком", был ответом премьер-министра Владимира Путина, выигравшего в воскресенье с результатом почти 64%, на многотысячные акции "За честные выборы" в крупных российских городах, прошедшие со времени богатых на фальсификации парламентских выборов 4 декабря. Куда уж, мол, честнее: смотрите онлайн, как идет голосование и считаются голоса! Сайт, на котором можно было авторизоваться через все глобальные и российские социальные сети, выдержал гигантскую нагрузку: на нем за сутки зарегистрировалось более 2,5 млн человек, а число одновременно наблюдающих за видео с участков подбиралось к полумиллиону. Они увидели не только рыжего кота, напавшего на камеру во время голосования, лезгинку на одном из участков в Чечне и телеведущего Леонида Парфенова, работавшего наблюдателем в городе металлургов Череповце, где живет его мать. 11 000 человек посмотрели, как трое мрачных мужчин в Дагестане прямо под объективами камер заталкивают в избирательную урну целую пачку бюллетеней. Результаты выборов на этом участке впоследствии отменили.
В Москве его результат и по официальным данным ниже — почти 47%. Если бы российская столица была отдельным государством, Путину пришлось бы состязаться во втором туре с миллиардером Михаилом Прохоровым, занявшим второе место примерно с 21% голосов. Проведенный Фокусом анализ результатов выборов в Москве показал: в бедных районах мегаполиса за Путина голосовали больше, в богатых — убедительнее был результат Прохорова. Меньше всего, 36%, премьер-министр набрал в зажиточном районе Сокол, Прохоров же показал свой лучший результат — 31%, лишь не намного меньше, чем у победителя, — в дорогом Гагаринском районе.
Эта ясно выстраивающаяся закономерность подтверждает, что если результаты голосования в Москве и фальсифицировались, реальные тенденции они все же отразили. Столичному среднему классу Путин надоел, и обеспеченные москвичи ждут перемен. Но к власти на очередной, третий срок Путина привела не Москва, а провинция. Слаженнее всех кандидата номер один поддержали северокавказские республики, где его результат превысил 90%.
В общенациональном голосовании Прохоров занял третье место с результатом около 8%, а второе традиционно досталось лидеру коммунистов Геннадию Зюганову (17%). Остальные два кандидата, Владимир Жириновский и Сергей Миронов, набрали 6 и 4% соответственно.
"Я обещал вам, что мы победим. Мы победили!" — кричал Путин своим сторонникам на Манежной площади. По щекам его во время победной речи текли крупные слезы. Восторженно реагировавшая на эмоции старого нового президента толпа в основном состояла из провинциалов, заблаговременно свезенных в центр Москвы автобусами. Некоторые москвичи жаловались в соцсетях, что центр города в день голосования показался им чужим и опасным. Но для Путина люди, которыми его политические менеджеры наводнили столицу, были своими. "Они не пройдут!" — бросил победитель в толпу, и всем собравшимся было ясно, кто такие "они".
Например, те, кто собрался неподалеку от Манежной в маленьком клубе "Мастерская", неофициальном штабе Навального и его проекта "Росвыборы". Из этого богемного заведения, где в подсобке соседствовали контрабас, велосипед и пыльные театральные декорации, а по залу сновали иностранные корреспонденты, оппозиционные политики и журналисты в прямом интернет-эфире комментировали ход выборов и поступавшие сообщения о фальсификациях. Всем было ясно, чем закончится политическое шоу, но упаднических настроений не было — разве что недоумение: неужели Путин и в самом деле думает, что выигрывает честно? "После выборов выработаем тактику и стратегию дальнейших действий", — сказал Фокусу Навальный. Он недавно объявил, что намерен баллотироваться в президенты, как только станет возможна честная политическая борьба. Со своей стороны Прохоров, хоть и признал, что недоволен своим третьим местом ("Место есть только одно, первое"), но добавил, что будет претендовать на высший государственный пост через шесть лет, когда закончится новый срок Путина.
В понедельник, 5 марта, оппозиционный митинг на Пушкинской площади собрал 10 000–20 000 человек — серьезная явка для вечера рабочего дня. Когда разрешенное время закончилось, группа оппозиционеров человек из 300 осталась на площади и была жестко разогнана полицией. Среди прочих задержали и Навального. Так начался — задолго до майской инаугурации — третий срок Путина.
Были ли слезы на его глазах слезами облегчения, ведь на этот раз для него все вроде бы обошлось? Пресс-секретарь избранного президента Дмитрий Песков объяснил: нет, просто на площади дул сильный ветер.
Русская карусель
Как нарушали закон на выборах по всей стране, наблюдали и докладывали пользователи сайта rosvybory.ru
Москва: "В течение всего дня приезжают одни и те же автобусы, привозят разных людей, высаживают их где-то за углом, люди стягиваются с разных сторон, стоят толпой в очереди, при выходе садятся в автобус. Все подходят к одному и тому же столику... это происходит по всему району. Чуть ли не 200 человек".
Рязань: "Проводили действия без оглашения, нас не информировали о действиях, потом ставили перед фактом. Приезжали машины из других районов, приводили людей по открепительным, паспорта даже не показывали. Утром по спискам было 1812 избирателей, а в конце стало около 2900 — то ли ошиблись, то ли прибавили. Карусели постоянно. Итогового заседания комиссии нигде не было, нас туда не приглашали, а просто по очереди подходили к председателю члены, что-то подписывали. И нам выдали копии. Написано, что в 22.50 составлен протокол, а выдали в 12 ночи".
Набережные Челны: "Подсчета голосов как такового вообще нет, выложили в кучу все бюллетени, огласки, чтобы по одному кто-то говорил, не было, путинские голоса не считали, при подсчете за остальных тоже не было огласки. Наблюдателей вообще не слушали, вся избирательная комиссия состояла из учителей школы на том участке. В конце выборов никто не зачитывал протокол, не было последнего заседания, цифры писали от балды, дали нам фальшивые копии. Я участвую в выборах 40 лет, таких фальсификаций я еще не видела. Мы бы еще больше уважали президента Путина, если бы честно все было. Дайте нам справедливые выборы!"
Санкт-Петербург: "Весь день прошел нормально. Но вечером, после подсчета, процедура голосования "зависла": странные совещания и звонки. И как только была заполнена увеличенная форма протокола и подписаны копии протоколов, председатель комиссии Зикеева Татьяна Владимировна убежала, не поставив печати ни одному из присутствующих наблюдателей. Каково же было мое удивление, когда на следующий день на сайте Центризбиркома я обнаружил совершенно другие цифры. Привожу их: у Жириновского вместо 76 голосов стало 45, у Зюганова вместо 224 стало 56, у Миронова было 108, стало 52, у Прохорова вместо 223 стало 103 голоса…Зато у Путина вместо прежних 660 оказалось 1036!"
Смотри и учись
Политолог Михаил Погребинский оценивает способ и последствия избрания Владимира Путина на третий срок в контексте украинско-российских отношений
Для Украины Путин означает одно: после его избрания Россия, скорее всего, ужесточит политику в отношении Украины. Сделать это новоизбранного президента заставит непростая внутренняя ситуация в России. Проще говоря, нам могут начать ставить ультиматумы: "Если на наших условиях не вступаете в Евразийский союз — конец переговорному процессу". Если так, снизить цену на российский газ не получится.
Что касается хода самой кампании, то Янукович и Ко могут перенять российский опыт установки веб-камер на "нужных" избирательных участках. Оппозиция пока не имеет значительного преимущества и в случае проигрыша может сделать ставку на нелегитимность выборов. А с помощью камер власть сможет избежать обвинений в фальсификациях там, где их не было.
Леонид Бершидский, Фокус