Бороться с повседневной рутиной украинцам помогают хобби и люди, продающие навыки
Украинский средний класс бросился открывать для себя новые увлечения
Лени помогает двигать прогресс ее сестра, скука. Все по-настоящему просто: новая техника позволяет "чайникам" браться за интересные штуки, раньше доступные разве что профессионалам. Замкнутый цикл выглядит примерно так.
Пункт первый: ты просиживаешь штаны в офисе и занимаешься деланием денег – сам по себе процесс не особо веселый.
Пункт второй: заработок позволяет обладать приятными вещицами – хорошей зеркальной камерой, неслабым авто, много чем еще.
Пункт третий: эти вещицы не только разгоняют муть, осевшую в голове, но и, при умелом обращении с ними, делают тебя отчасти известным, отчасти успешным – другими словами, закрепляют статус.
Пункт четвертый: прочный статус – необходимый плацдарм для операции "богатеем и процветаем".
Пункт пятый, и существенный: теперь ни у кого не повернется язык сказать, что ты – бездушный механизм, замуровавший себя в стенах конторы исключительно ради материальных благ.
Теперь ты – увлеченный и разносторонний.
– У современного человека много тревог, – говорит Инна Дидковская, директор психологического центра организационного и личностного развития "Ника". – Он волнуется за бизнес, беспокоится по поводу денег, коммерческих рисков, ответственности. Чтобы расслабиться, такие мысли надо вытеснить восприятием. Чем больше сфера восприятия, тем меньше тревог. Поэтому люди и находят себе различные занятия, увлечения.
Поговорим об этом?
Среди бизнесменов и людей творческих профессий стало модным посещать различные психологические тренинги.
– На Западе психотренинги – обыденная вещь, а у нас они стали приобретать популярность только 3–4 года назад, – Инна Дидковская рассказывает об увлечении, с которого мы решили начать перечень новых увлечений. – Сейчас это и вопрос статуса: многие деловые люди вешают в кабинетах сертификаты, что прошли психологические тренинги.
По словам г-жи Дидковской, наиболее популярны лидерские программы. Эти, по сути, ролевые игры – удовольствие не из дешевых: три дня занятий стоят от 300 до 3000 евро.
– Поначалу я относилась к тренингам скептически, – рассказывает художник-дизайнер Светлана Узких.
– Но как-то приехала к подруге поделиться проблемами, а у нее глаза горят, вся просто излучает оптимизм. Начала рассказывать мне о "мероприятии". И я решила тоже пройти тренинг.
За 5 дней тренинга личностного роста под названием "100%", в котором принимали участие 80 человек, Светлана заплатила 2100 гривен. И не жалеет:
– Я разобралась со многим в моей жизни, сделала выводы, помогающие мне строить жизнь такую, как я хочу, – говорит Светлана и не исключает, что, быть может, в будущем еще поучаствует в тренингах.
На счету частного предпринимателя Сергея Матыгина целых четыре тренинга. Первый он прошел еще 4 года назад, будучи студентом. Это был курс так называемого личностного роста, за него будущий бизнесмен заплатил 200 долларов. Потом были "Управление эмоциями", "Ведение переговоров", "Продажи". Это все стоило 800 долларов и заняло семь месяцев.
– Потраченных денег не жаль, реально помогло, – утверждает Сергей. – Самый ощутимый эффект был от тренинга "Управление эмоциями": гармонично себя чувствуешь, понимаешь, что и зачем ты делаешь.
Сейчас Сергей на тренинги уже не ходит:
– Что нужно, я получил. А превращать их в дорогое хобби не вижу смысла.
Выпускаем птичек
На смену пленочному фотоаппарату пришел цифровой, производство снимка упростилось, и десятки тысяч соотечественников увлеклись фотоделом.
25-летняя Александра Дорогунцова работает копирайтером в рекламном агентстве. Девушка извлекает из сумки увесистый фотоаппарат "Киев-60 ТТЛ" и три камеры Canon – две старые модели и современный цифровик. Александра снимает и на цифру, и на пленку. Ей интересны музыканты, диджеи, просто знакомые и, в особенности, их руки. Свои снимки Александра публикует в сети, некоторые печатает и дарит друзьям. Несмотря на имеющийся арсенал дорогостоящей техники, фотография для нее – хобби, а не источник доходов.
Сколько в Украине фотолюбителей – доподлинно не известно, но об их многочисленности можно судить по объему продаж техники. Как говорит главный редактор журнала Photographer Евгений Зубенко, за последние два года в стране продано около 350 тыс. цифровых фотоаппаратов.
Пять лет назад открывший в Киеве собственную школу фотографии Виктор Марущенко отмечает, что раньше из-за сложной проявки и печати снимков фотодело относилось к категории технического творчества и собирало относительно узкий круг приверженцев. С появлением цифры фотография превратилась в самый доступный способ самореализации. Кто тянется к арту, кто – к документальной фотографии.
– Сегодня практически всех можно считать фотолюбителями. Есть среди них и гении, и очень способные люди, – уверяет Виктор.
По его наблюдениям, сейчас фотоделом увлекаются в основном девушки. А поскольку коммерческая фотография в нашей стране давно вытеснила творческую, новички приходят "со сдвинутыми вкусами".
– Они покалечены этой гламурной красотой. Потому я иногда нашу школу называю исправительно-трудовой колонией, – иронизирует фотомастер.
Для тех, кто намерен всерьез заняться фотографией, курсов недостаточно, убежден Евгений Зубенко.
– Школ сейчас много, – говорит редактор фотожурнала. – Также некоторые известные мастера дают частные уроки. Стоимость варьируется в зависимости от именитости школы и выбранной программы. Однако надо понимать: фотография – это такая штука, которой нужно обучаться непрерывно в интерактивном режиме. Поэтому настоящие энтузиасты всегда объединяются в фотоклубы – чтобы поддерживать творческий форум, вести диалоги, спорить, анализировать.
Дина Антипова работает в строительной компании. Мониторингу фотофорумов она предпочитает специализированную литературу и мастер-классы. Дина фотографирует в основном своих друзей, но к делу подходит основательно: снимает на пленку, которую затем самостоятельно проявляет и сканирует.
– Как это ни банально звучит, но в фотографиях, снятых на пленку, больше души. К тому же пленочные снимки приходится ждать, и в этом есть своя прелесть, – говорит Дина.
Ежедневно в сети свои работы публикуют десятки тысяч фотолюбителей. Ресурсов для этого хватает: www.photosight.ru, www.photographer.ru, www.photographic.com.ua, www.photo.net и др. Чем активнее участник и чем выше оценивают его работы другие посетители ресурса, тем стремительнее растет рейтинг.
Лихо рулим
Курсы экстремального вождения входят в обязательный джентльменский набор – так считает 30-летний столичный менеджер Сергей Максимовский. Он едва обзавелся водительским стажем, еще не выплатил кредит за свою купленную два года назад Skoda Octavia, но уже жаждет скорости. Умение быстро и дерзко перемещаться по городу помогает его команде по квесту, городской игре, которая – нечто среднее между "Что? Где? Когда?", казаками-разбойниками и догонялками. В то время, когда офисные приятели Сергея ложатся спать, его команда выезжает побороться за звание самых быстрых знатоков столицы – все загадки в квесте так или иначе связаны с городской историей.
– Мы уже второй год играем, – рассказывает Сергей. – Сейчас вот дважды в неделю занимаюсь с профессиональным гонщиком.
– Люди помоложе используют езду как средство самовыражения, – считает директор Автоакадемии водительского мастерства Юрий Смехульский. – Молодые отцы, например, все больше думают о безопасности. Они интересуются контраварийной техникой и приемами вождения в экстремальных дорожных условиях. Хотя я, если честно, все же думаю, что такой поток желающих обучаться водительскому мастерству вызван тем, что у людей появилось больше денег. И они хотят чем-то заниматься, при этом развлекаясь. Вроде так деньги тратишь на благое дело.
10 часов индивидуальных занятий стоят $300.
– У нас каждый второй водитель – самоучка, – говорит бывший гонщик, автотренер Виталий Кулик. – Почему-то в нашем обществе принято считать, что водить может научить папа или какой-то дядя.
– После первого занятия некоторые понимают, что водить просто не умеют. У меня, кстати, 80% учеников – женщины. У них меньше комплексов, и им легче признаться, что не умеют водить машину.
Бывает даже, что подружки устраивают соревнования по стритрейсингу. Однако профессиональные инструкторы часто стараются отговорить дам от таких занятий.
– Да они потом в городе совсем борзеют, – считает инструктор Максим. – Я, конечно, понимаю, что в нашем рафинированном обществе не хватает адреналина, но женщинам все же лучше искать другой его источник.
Танцору ничего не мешает. Врач Ирина Борщевская, несмотря на занятость, трижды
в неделю танцует. Любимой сальсе она отдала два года
Жжем сальсу
– На латиноамериканскую вечеринку меня привел знакомый, – рассказывает 23-летняя киевлянка, врач по профессии, Ирина Борщевская. – Я увидела синхронно танцующие пары и очень заинтересовалась.
С тех пор прошло два года, за которые Ирина в совершенстве овладела сальсой. Сейчас Борщевская – спортивный врач в фитнес-центре, но, несмотря на график, находит время для занятий танцами три раза в неделю.
– Физические нагрузки там огромные, но это именно то, что мне нужно! – говорит она с энтузиазмом. – Мне не хватало свинговой музыки и танцев, и только на последнем курсе медуниверситета я поняла, что мне необходимо движение.
Танцует Ирина исключительно для души, впрочем, не скрывает, что каждому танцору приятно похвастаться своим умением. Поэтому вместе с друзьями девушка часто ходит по клубам, а то и устраивает собственные вечеринки, где можно танцевать до упаду. Это занятие Ирина любила и раньше, но танцевала, по ее собственным словам, "как все" – просто двигалась в такт. А хотелось большего.
– Танец – это выход эмоций. Музыку я пропускаю через себя, и она является проявлением моих чувств, – говорит Ирина.
Она рассказывает, что сейчас вместе с ней в свинг-дэнс-клубе занимаются танцами менеджеры, финансисты, юристы. И хотя не у всех хватает времени регулярно посещать занятия, даже после длительных перерывов танцоры все равно снова приходят на тренировки.
Ирина уверена, что танцы ей не наскучат. "Мне есть куда расти", – говорит она и философски замечает, что у каждого человека имеются увлечения, с которыми он чувствует себя абсолютно счастливым.
Музицируем
Если прежде увлечения, как правило, были связаны с тем, что можно потрогать и с гордостью показать друзьям и соседям, то теперь все больше коллекционируют ощущения. Сегодня можно музицировать, не зная нот и не терзая себя многолетними занятиями на фортепиано или гитаре.
28-летний киевский гейм-дизайнер Тарас Король вместе с друзьями создал собственный проект Calypso Lounge. Никаких сверхамбиций, никаких фанаток, рвущих на груди майки. Немногочисленные позитивные оценки этого творчества можно обнаружить там же, где и саму музыку, – в сети.
– Для меня музыка – средство расширения сознания,– говорит Тарас. – Это мой способ попасть в то состояние, в котором наши предки выли на луну, сидя на высокой горе. Собственно, я так медитирую.
Если основная работа Тараса – набор пусть и творческих, но все же ставших привычными алгоритмов, то музыка – сплошные поиски. Кусок бересты, который он нашел, гуляя за городом, превратился в перкуссию. Звук понравился. С тех пор в ход пошли все доступные предметы, в том числе и мало похожие на музыкальные инструменты. Тарас Король пока чаще всего использует две ноты. Говорит, что писать музыку можно даже и на одной. А вот три – это уже непозволительная роскошь. Музыку Тарас пишет, не выходя из дома: за $3000 он собрал звукозаписывающую студию и приобрел звуковой процессор. Иногда записывает звуки прямо на улице – для этого есть специальное портативное устройство.
– Работаю с музыкой и со звуками как дизайнер, – рассказывает Тарас Король, – сначала записываю, а потом компоную. Процессор эффектов позволяет динамически менять звучание. Кто-то из моих друзей играет, а я перед инфракрасными датчиками вожу руками: звук при этом видоизменяется. Это похоже на диджейские приемы, только я беру живую музыку.
Группа Тараса состоит исключительно из его друзей: с некоторыми из них он начинал экспериментировать еще в школьные годы. Совместное увлечение дает неиссякаемые темы для разговоров.
– Когда увлечен чем-то, жить гораздо интереснее, да и работается лучше, – уверен Тарас.
Пятки не горят
В Болгарии есть этноаттракцион: нестинарство. Современная наука объяснить его не может. Это
Константин, который занимается в группе Сергея Веретюка |