Море волнуется. Украинские моряки становятся заложниками безответственности власти
Каждый восемнадцатый моряк в мире – украинец. Однако высокие зарплаты не покрывают всех рисков профессии, слишком часто мореходы становятся заложниками недобросовестных судовладельцев и критических обстоятельств
Анна Митюра переминается с ноги на ногу у выхода из международного терминала аэропорта Жуляны. Женщина заметно волнуется: только что объявили, что самолет из Афин успешно приземлился, на его борту — муж Анны, моряк Владимир Митюра. Вместе с пятью другими членами экипажа судна "Генерал Аршинцев" он только что вышел из греческой тюрьмы, где провел 11 месяцев. Два года назад Владимир устроился на корабль старшим механиком и отправился в свой первый заграничный рейс. "И первый же блин вышел комом", — сетует Анна. В руках она держит теплую мужскую куртку, которую привезла для мужа из Керчи. "В Греции тепло, а здесь холодно. Никакой теплой одежды у него нет", — поясняет она.
Украина занимает шестое место в мире по общей численности моряков мирового торгового флота. Каждый восемнадцатый моряк в мире — украинец. Свой собственный торговый флот страна распродала еще в 90-х, поэтому подавляющее число из примерно 76 000 человек, оставшихся без работы, нанимаются на корабли, принадлежащие иностранным судовладельцам. Работу приходится искать по всему миру, поэтому в Украине существует целая индустрия крюинговых фирм-посредников. Они помогают морякам найти работу и заключить контракт с компанией-работодателем. Когда по каким-то причинам люди оказываются в беде — по вине ли судовладельца, или третьих лиц, фирмы, как правило, для защиты их прав ничего не предпринимают. Сейчас в тюрьмах разных стран находятся 60 украинских моряков. Рассчитывать они могут только на поддержку благотворительных и общественных организаций. Украинское государство фактически отказывается им помогать.
Стоп машина
"Наше судно вышло из строя в марте 2011 года на выходе из Карифского канала в Греции. Береговая охрана принудительно доставила на берег, пообещав, что вернемся обратно, как только утрясем формальности. Но это был обман: нас арестовали, личные вещи отобрали и поместили в тюрьму по обвинению контрабанде", — рассказывает Фокусу механик Владимир Шерстюк историю, приключившуюся с командой корабля "Генерал Аршинцев". В общей сложности моряки ожидали суда в греческой тюрьме почти год. Если бы за украинцев внесли залог в 2000 евро, они могли бы не сидеть все это время за решеткой. Однако судовладелец отказался вносить деньги, причем несколько месяцев до ареста он не платил им зарплату, поэтому сами арестованные залог внести не могли.
По словам вернувшихся из Греции моряков, первые полгода работодатель присылал им по 20 евро на человека в месяц. "Если пачка сигарет стоит 3,5 евро, то оцените размер этой суммы", — усмехаются члены экипажа "Генерала Аршинцева". В конце марта суд оправдал всех, кроме капитана, которому дали 6 лет за контрабанду. "Все наше нарушение состояло в том, что судно течением отнесло в сторону берега. Подана апелляция, и мы надеемся, что приговор пересмотрят", — отмечает Владимир Шерстюк. Возвратиться на родину они смогли благодаря поддержке благотворительных организаций. Деньги на перелет и другие расходы выделил Фонд помощи морякам "Ассоль", куда обратились их родственники.
По данным Александра Димитревича, секретаря Национальной рабочей группы Международной программы "Гуманитарный ответ морскому пиратству", только в Одессе работают около 220 крюинговых фирм, из которых лишь 20–40 выполняют свои обязательства. Схема бизнеса такова: крюинговая фирма является посредником между моряком и судовладельцем. За поиск места работы с человека берут от 500 до нескольких тысяч долларов. Работодателем, как правило, является нерезидент, фрахтователь или менеджер судна, а украинская компания-посредник может заключать с украинскими гражданами только договоры о предоставлении услуг по посредничеству в трудоустройстве за границей.
"Согласно правилам, фирма-посредник должна заранее предоставить проект коллективного договора, по которому работают члены экипажа того судна, куда устраивается моряк", — поясняет глава профсоюза трудовых мигрантов "Святая София" Юрий Бычковский. Однако на практике зачастую происходит по-другому: уже на месте капитан предлагает подписать совсем другой контракт, а в случае отказа отправляет моряка домой за его собственный счет. Условия такого трудового контракта могут быть очень жесткими. "Получается, что наши моряки — это бесправные фрилансеры, которые берутся за работу на свой страх и риск", — подчеркивает Бычковский. Единственная компенсация — высокая по украинским меркам зарплата. Стандарты Международной федерации транспортников таковы: средняя зарплата электрика на судне — около $2500, капитана — $5460.
Курс на авось
Вступиться за украинских моряков за границей практически некому, хотя, согласно законодательству, гражданин должен получить защиту за пределами страны. "Министерство иностранных дел не вмешивается в экономические конфликты между работодателями и моряками", — сообщил Фокусу эксперт, занимающийся правовой защитой моряков. По его мнению, украинские мореходы могли бы быть более защищенными, если бы являлись членами одного из глобальных профсоюзов, действующих в этой сфере. Однако выходцы из постсоветских стран, как правило, полагаются на авось и не вступают в профобъединения.
Помогают им только общественные организации и негосударственные фонды, основанные самими же моряками. Государство фактически умывает руки, а высшие госчиновники вместо того, чтобы решать проблему на государственном уровне, предпочитают работать на свой публичный имидж. К примеру, моряков с судна "Генерал Аршинцев" в аэропорту Жуляны встречал вице-премьер, министр социального развития Сергей Тигипко, недавно вступивший в ряды Партии регионов. Оказывается, принадлежащие ему компании выделяли средства на деятельность фонда "Ассоль". Отвечая на вопрос Фокуса о том, почему проблема защиты прав моряков не решается на государственном уровне, чиновник ответил, что работа через общественные организации более эффективна. "Государству сложно какие-то вещи решать, потому что не проведешь тендер, не организуешь прозрачного финансирования. Вот этих моряков выкинули на улицу из тюрьмы. Попробуйте организовать государственную поддержку, чтобы они неделю жили на съемной квартире в Афинах. Это сделать невозможно", — сказал Тигипко.
Между тем, чтобы защитить украин-ских моряков на законодательном уровне, изобретать велосипед не надо. Есть опыт таких государств, как, например, Румыния и Польша. В этих странах клиринговая компания вносит залог в казну. Эти деньги — гарантия того, что моряков не отправят на арестованное или брошенное судно и не оставят умирать у берегов далекой страны.
Системной политики в отношении своих моряков у украинских властей нет. Это значит, что проблемы будут возникать и в будущем. Очередное подтверждение тому пришло в первых числах апреля: как стало известно, в Турции объявили голодовку члены команды украинского судна "Виктор Лекарев". Без топлива, продуктов и пресной воды корабль стоит на рейде в порту Немрут, команда несколько месяцев не получает зарплаты. Английская фирма, с которой был заключен контракт, не подает признаков жизни. Украинские власти на помощь не спешат.
Опасный рейс
Самые резонансные захваты и задержания украинских моряков
25 сентября 2008 года
Украинское грузовое судно "Фаина", перевозившее 33 танка Т-72, захватили сомалийские пираты в Индийском океане. На борту находилось 17 граждан Украины. Судно было освобождено за выкуп в $3,2 млн. Часть суммы заплатил судовладелец, а около $2 млн. собрали украинские бизнесмены
по просьбе президента Виктора Ющенко.
1 января 2010 года
Asian Glory с 2 тыс. автомобилей на борту было захвачено в Индийском океане, на судне находилось 10 украинцев. 11 июня 2010 года Asian Glory освободили за выкуп, заплаченный судовладельцем. Сумма не разглашается.
23 ноября 2010 года
Индийские ВМС задержали греческий балкер Dynamic Striker. Среди прочих арестованы четверо граждан Украины по обвинению в преступном сговоре и препятствовании полиции. В январе 2011 года они были освобождены по решению суда.
11 января 2011 года
Эстонский сухогруз Nemo с семью украинцами, ходивший под флагами Антигуа и Барбуда, был арестован властями Турции в Мраморном море. В январе 2012 года моряки объявляли голодовку в турецкой тюрьме, где находятся по сей день.
27 декабря 2011 года
Итальянский танкер Enrico Levoli захватили сомалийские пираты у побережья Омана. На борту судна находилось 6 украинских граждан, которые до сих пор пребывают в плену у пиратов.
Виталий Атанасов, Фокус