Берегись пешехода. В Украине набирают обороты акции против водителей-хамов

Единичные акции против водителей, которые по-хамски паркуются, грубо нарушая правила и мешая прохожим, перерастают в организованное движение в масштабах страны

Центр Львова, разгар рабочего дня. К припаркованным на тротуаре "жигулям", полностью загородившим путь пешеходам, подходят двое молодых парней. Они аккуратно расправляют на лобовом стекле большую наклейку с надписью "Мне плевать на всех. Паркуюсь, где хочу". Вернувшись, водитель "жигулей" сдирает наклейку и начинает предъявлять претензии: дескать, зачем было портить стекло. "Вы грубо нарушаете правила дорожного движения", — объясняют ему парни. Водитель оправдывается, мол, если обо мне никто не думает, почему я должен о ком-то заботиться. "А где мне парковаться? — спрашивает он. — Покажите. Нет же мест!" И лишь разводит руками на встречный вопрос: "Может, тогда пешеходы сядут на дорогу и будут рассказывать вам, что больше негде?"

Ребята, расклеивающие пропагандистские стикеры, — участники общественной инициативы "Дайте пройти!". В социальных сетях подобные сообщества, чаще всего под названием "СтопХам" — по аналогии с российской дорожной инициативой, формируются сейчас практически во всех крупных городах Украины — Киеве, Одессе, Харькове, Донецке, Луганске, Днепропетровске и в десятках городов поменьше. Такого масштаба движение не приобрело даже в России, где появились первые отряды "СтопХам".

Водители против водителей
Преподаватель Украинского католического университета Отар Довженко любит гулять со своими детьми по улицам родного Львова. Но все чаще это занятие превращается в небезопасное преодоление препятствий. "В центре улицы и так узкие, а когда там паркуются водители, с коляской пройти вообще невозможно — приходится по дороге передвигаться, — жалуется он. — Я уж не говорю об инвалидах". Отара это достало настолько, что прошлой осенью он создал в Facebook группу, где за считанные дни собралось около сотни единомышленников. Сейчас их уже больше 700. "Это совершенно разные люди: и молодежь, и старшее поколение — начиная со студентов и заканчивая известными историками, предпринимателями и руководителями, — рассказывает Довженко. — А самое интересное, что большинство из них — водители".

Чтобы в сообществе не возникало лишних конфликтов и активней происходило общение, Отар сознательно отказался от роли лидера. "Управление группой абсолютно горизонтальное — каждый может стать администратором, концептуальные вопросы решаются голосованием. И мы не скидываемся на наклейки — все тратят, сколько пожелают. Где начинаются споры вокруг власти и денег, там все и заканчивается", — говорит основатель движения.

Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь

Весной один из участников "Дайте пройти!" создал сайт trotuar.lviv.ua. Теперь любой желающий, не вдаваясь в историю общения группы на Facebook, может узнать об основных принципах и методах борьбы активистов. "Мы требуем, чтобы власти вернули эвакуаторы для очистки тротуаров от неправильно припаркованных автомобилей, штрафовали нарушителей и приложили больше усилий для обустройства парковок", — говорится на сайте. "Главная наша цель — привлечь внимание к проблеме, — добавляет Отар. — Не только власти, а в первую очередь водителей и пешеходов". По словам Довженко, многие участники дорожного движения даже не знают, что согласно правилам машина на тротуаре должна оставлять два метра прохода. Поэтому одни нарушают, а другие абсолютно спокойно к этому относятся. Еще одна проблема — жадность: водители сознательно избегают платных парковок, предпочитая тротуары. "Но основное, с чем приходится бороться, — это хамство. Некоторые люди считают, что могут удовлетворять свои потребности в ущерб другим, их не смущает даже нарушение закона", — заключает Отар.

Хамству — клей
Первый рейд "Дайте пройти!" состоялся 22 марта. Предварительно активисты сформулировали правила: выбираем автомобили, которые не просто нарушают правила, а действительно мешают пройти; общаемся с водителями вежливо; сперва объясняем проблему, просим убрать машину и предупреждаем о последствиях; клеим наклейку только на лобовое стекло, чтобы не повредить краску, и с правой стороны от водителя; "работаем" группами, будучи готовыми к неадекватной реакции; все свои действия снимаем на фото и видео. Соблюдая эти условия, участники сообщества не нарушают закон.

Но, судя по всему, риск нарваться на конфликт все же отпугнул борцов с хамством. "Пришло только восемь человек, — вспоминает Левко Стек, главный инициатор первого рейда. — Увы, пока украинцы способны протестовать, в основном лишь нажимая клавиши компьютера. Хотя для первого раза — нормально, нам и этого количества хватило". За полтора часа ребята прошлись по центральным улицам Львова, оставив свои наклейки примерно на 30 авто. Говорят, были приятно удивлены — в отличие от российских водителей, которые регулярно оскорбляют "стопхамовцев", бьют и даже угрожают оружием, украинцы вели себя спокойно. "В основном молча сдирали наклейки и уезжали, — рассказывает Левко. — Все хотят парковаться прямо возле двери. Они даже не допускают мысли, что можно поискать свободное место в 100–200 метрах дальше и немного пройтись".

Начальник ГАИ Львова Богдан Мыцак поддерживает борцов с водителями-хамами, но считает, что нужны более действенные меры. "Мне приятно, что люди неравнодушны к этой проблеме, — отмечает он. — Жаль, это слабо помогает — некоторые водители даже не обращают внимания на наклейки, им действительно плевать". По словам Мыцака, официально бороться с подобными нарушениями непросто, поскольку инспектору надо дождаться водителя, чтобы выписать штраф. "Да и надо объективно смотреть на вещи — за последние семь лет количество зарегистрированных во Львове автомобилей увеличилось с 87 000 до 180 000, — объясняет начальник ГАИ. — При этом ни одна улица не расширена, не появилось ни одной парковки в центре". Он считает, что изменить ситуацию можно лишь на законодательном уровне. "Когда работали эвакуаторы, а сотрудники ГАИ могли изъять госномер или сфотографировать автомобиль и прислать "письмо счастья", нарушителей было поменьше", — вспоминает Мыцак. И добавляет, что в идеале нужно вообще сделать въезд в центр города платным, обустроив там несколько парковок.

Но активисты сообщества "Дайте пройти!" рассчитывают воздействовать на совесть, сознательность и ответственность водителей, а не страх перед штафами. Социальный психолог Олег Покальчук не верит в эффективность такой борьбы. "Для этого необходимо, чтобы совесть была. В противном случае можно хоть всю машину обклеить, это не поможет, — подчеркивает он. — Поэтому я скептически отношусь к подобной инициативе. Гражданское общество может возникнуть только эволюционным путем, искусственно его появление не ускоришь. Вот эти борцы с хамством и их дети, сев за руль, уже будут вести себя как положено".

Тем не менее "Дайте пройти!" останавливаться не собираются. Помимо рейдов, активисты регулярно оставляют наклейки на автомобилях нарушителей, когда просто ходят по улицам. "Сейчас ищем полиграфическую фирму, которая "за идею" печатала бы наши наклейки", — рассказывает о ближайших планах сообщества Левко Стек. "Хотим еще раздавать информационные флаеры, рисовать трафареты на тротуарах, — добавляет Отар. — Есть даже идея устроить в центре города выставку фотографий по-хамски припаркованных автомобилей". Другими словами, "Дайте пройти!" только начинает развиваться. Но движение уже добилось первых результатов — городская власть решила вернуть эвакуаторы, чтобы бороться с особо наглыми водителями.

Сергей Болотников, Фокус