Село и арт. В Донецке на территории завода начали возводить креативную деревню
Вместо конвейера — художественные галереи, вместо цехов — мастерские и рестораны. На территории полуразрушенного донецкого завода "Изоляция", где производили шлакоблоки и минеральную вату, началось строительство креативной деревни
Завод на окраине города — безлюдное, грязное и довольно зловещее место. Между тем за полуразрушенными стенами готовится уникальная для Донецка и Украины в целом арт-площадка.
"Итак, мы видим, что за зиму заводские постройки еще дальше продвинулись в деле распада", — ландшафтный архитектор из Лондона Рик Роуботам открывает импровизированную экскурсию по территории давно остановившегося предприятия, где полтора года назад обосновался центр современного искусства "Изоляция". В то, что скоро здесь появится современное креативное поселение, верится с трудом.
Фонд "Изоляция", придумавший превратить мертвый завод в оазис современного искусства, — благотворительная организация. Руководит им Любовь Михайлова, дочь Ивана Михайлова, который в советское время был директором завода, а сейчас является председателем правления ОАО "Изоляция". По информации Фокуса, у Любови Михайловой (см. "25 самых влиятельных людей украинского арт-рынка", Фокус № 8 (271) от 24 февраля 2012 г.) есть не только внушительная коллекция произведений современного искусства, но и собственный бизнес по производству кокса, так что в развитие фонда она может вкладывать не одни идеи.
В "Изоляции" объясняют, что главная задача фонда при реализации проекта креативной деревни — создание концептуальной инфраструктуры пространства и привлечение потенциальных "сельских жителей", каждый из которых будет реализовывать свои собственные экономические модели и находить средства для осуществления планов. Поэтому бюджет строительства деревни невозможно прогнозировать, но ясно, что и он, и скорость реализации плана будут сильно зависеть от щедрости меценатов. В прошлом году фонду пожертвовали 800 тыс. грн. Для воплощения задумок двух британцев — Рика Роуботама и его коллеги Кристса Эрнстcонса, разрабатывающих креативную деревню для Донецка, потребуется куда более существенная сумма.
В заводских цехах уже состоялись несколько громких мероприятий, включая выставку пороховых картин Цая Гоцяна, одного из самых известных и дорогих современных китайских художников, и вот теперь решили приступить к реконструкции советского наследия. Обнародован план креативной деревни: на территории завода появятся галереи и художественные мастерские, кинотеатр, парки, бассейны, рестораны. Сроки реализации плана безразмерны, как и он сам. Директор фонда "Изоляция" Павел Гуков говорит, что в процессе проект может видоизменяться, а в идеале развитие деревни не должно прекращаться никогда.
Завод для двоих
Рик Роуботам ландшафтной архитектурой занимается уже 35 лет, в его портфолио — сотни проектов, сделанных для крупных городов Европы, Америки и Азии. Строить креативную деревню вместе с ним будет Кристс Эрнстcонс, 25-летний уроженец Латвии. Сейчас он живет в Лондоне, и это его первый большой проект. Архитекторы — члены команды "Изоляции", их деятельность не ограничивается созданием чертежей. Они сами ездят в магазин за стройматериалами и обсуждают, что стоит подавать в деревенском ресторане. Рик мечтает о блюдах украинской кухни, приготовленных из органических продуктов (их можно вырастить в теплицах прямо на территории деревни), и часто обновляющемся, но лаконичном меню, которое не было бы толщиной с Библию.
В распоряжении архитекторов три десятка заводских построек. Не все из них переживут реконструкцию. "Хотелось бы максимально сохранить объекты старого завода. Но состояние некоторых из них таково, что лучше разрушить здание и построить заново", — объясняет Эрнстcонс.
К концу нынешнего года бывший шлакоблочный цех превратится в главную галерею деревни. Снаружи строение покроют специальным материалом, который через три-четыре месяца начнет живописно ржаветь — гламур в постиндустриальную деревню не прорвется. Цеха завода изоляционных материалов, поставлявшего минеральную вату для аэрокосмической промышленности, не были изолированы от окружающей среды. Во время реконструкции галерею утеплят со всех сторон, а окна и двери снабдят специальными навесами, которые летом будут защищать помещение от солнца и позволят кондиционерам работать на 20% экономнее. Электрическую энергию собираются добывать тут же: она станет "побочным эффектом" отопления галереи газом. А на крыше попробуют вырастить газон.
Следующим шагом деревенского строительства станет освоение находящегося на территории завода террикона. Пробы пород уже побывали в английской лаборатории. Искусственная гора признана безопасной для здоровья человека. На склонах террикона высадят деревья — специалисты донецкого ботанического сада порекомендовали обратить внимание на черемуху, которая хорошо чувствует себя даже на такой специфической почве. У подножия разобьют парковую зону. На вершине тоже будет площадка для отдыха. Чего не обещают, так это того, что прогуливаться по деревне и взбираться на террикон можно будет на шпильках: постиндустриальную аутентичность тут ценят выше.
Фабрика красоты
"План креативной деревни не сконцентрирован на одном объекте, — рассказывает Рик Роуботам. — Мы ставим перед собой эмоциональную цель — вдохнуть новую жизнь в старый завод, сделать место, где будет произрастать искусство". По замыслу создателей, деревня должна стать полигоном для экспериментов, и не только эстетических: например, здесь можно разрабатывать технологии получения "зеленой" энергии или построить цех по переработке отходов.
Предполагается, что арендовать выставочные помещения и мастерские в деревне смогут все желающие. А создавать произведения искусства тут можно будет промышленными методами. План включает строительство в деревне цеха по отливке скульптур и внедрение разнообразных цифровых технологий для реализации творческих идей, ведь современному художнику мало холста и красок.
Работоспособность "творческой индустрии" доказана давно, и не кем-нибудь, а Энди Уорхолом. Его знаменитая "Фабрика", где в 1960-х тусовалась творческая богема Нью-Йорка, а полароидные снимки превращались в шелкографию, продающуюся теперь на аукционах за миллионы, располагалась в бывшем складском помещении.
Наталья Кандаурова, Фокус