Человек летающий. Авиатор-любитель из Евпатории готовится поставить мировой рекорд
Авиатор-любитель из Евпатории Сергей Шевчук готовится поставить рекорд, достойный Книги Гиннесса — беспосадочный перелет в Португалию на одномоторном самолете, собранном собственными руками
От Евпатории до Лиссабона — 3700 километров. Это расстояние, огромное для компактного самолета RV-10, евпаторийский летчик Сергей Шевчук со своим напарником планируют преодолеть за 13 часов, максимум — за 15. Все это время они будут находиться на высоте примерно 12 тыс. футов (3700 м) над землей. Для старта очень важна хорошая погода — ветер не должен быть встречным. Иначе, поясняет авиатор, топлива до Португалии может не хватить.
Свой план полета Шевчук уже согласовал с Евроконтролем, и там подтвердили: самолет из Евпатории имеет соответствующую регистрацию и годен к подобного рода международным путешествиям. Это значит, что всего через несколько дней, если ветер будет попутным и не слишком сильным, Шевчук стартует из Евпатории. Специальная заявка на такой полет составляется по контрольным точкам — указывается, в каком именно месте земного шара в конкретный момент должен находиться аппарат. В каждой отдельной стране летчики напрямую работают с диспетчерами, устанавливают дежурную связь, а диспетчеры, в свою очередь, по цепочке передают информацию коллегам в других странах. При перелете из Евпатории в Лиссабон таких контрольных точек у Шевчука будет восемь: Украина, Румыния, Хорватия, Италия, Монако, Франция, Испания и Португалия.
Путь следования RV-10 можно будет проследить в режиме онлайн — доступ к просмотру маршрута откроется сразу в нескольких социальных сетях и на форумах в интернете, где уже вовсю обсуждается предстоящий перелет.
"Меньше всего мы захватим при перелете Францию — проследуем над ее территорией буквально по краям, это где-то около сотни километров, — отмечает Шевчук. — А вот Испанию увидим всю, от восточной границы страны до западной. Всего же нам с напарником предстоит пересечь границы восьми стран, а также бассейны семи внутренних морей". Поскольку при подобном перелете, когда самолет пересекает большие водные пространства, всегда есть определенный риск, то и крылатую машину надо готовить соответствующим образом. "Перед полетом я, естественно, прошел обучение — в Италии. Там на озере Комо, это севернее Милана, отрабатывалась аварийная посадка на воду, — рассказывает авиатор. — Ведь тысячу из наших 3700 километров мы будем лететь над морем, поэтому самолет должен быть оборудован спасательными средствами — плотом, жилетами, системой спутникового оповещения. Кроме того, на аппарате устанавливается спот-прибор: через каждые 10 минут он автоматически обозначает точку на карте в реальном времени".
По словам Шевчука, RV-10 он выбрал не случайно. Самолет самодельный — "кит-набор", составляется из подготовленных на заводе элементов конструкции. Главное его достоинство — способность взлетать с небольших площадок. Например, для взлета достаточно полосы длиной в 200 м, а для посадки — 400. "Это же самый массовый и самый успешный во всем мире американский самолет-конструктор, таких над земным шаром летает более шести тысяч, — объясняет Сергей. — Его, по идее, собрать из готовых деталей может даже один человек, правда, на это уйдут годы. Поэтому мне самолет помогли построить коллеги". У этого аппарата четыре посадочных места, грузоподъемность равна его собственному весу. Скорость развивает до 300 км/час — очень хороший показатель для одномоторного небесного корабля. "Единственное, когда заправляю топливо, самолет превращается в сплошной топливный бак, так что взлетать необходимо исключительно с ровной площадки. Евпаторийская полоса для этого подходит ", — уверен потенциальный рекордсмен.
Шевчук говорит, что крылатые машины ему нравились всегда. "Мне кажется, я любил самолеты даже раньше, чем родился, — делится он. — Самые первые детские воспоминания – запах в авиамодельном кружке: клей, дерево, эфир, первая вырезанная лобзиком нервюра". Вся жизнь евпаторийца связана с малой авиацией. Сейчас ему — 54, но каждый раз его, уже пенсионера, создавшего собственное конструкторское бюро, которое занимается IT-технологиями, неудержимо тянет в небо. "Сколько зарабатывали в бюро — все тратили на авиацию, — улыбается Шевчук. — Сейчас для меня все самолеты — как дети, у каждого своя душа и характер". RV-10, на котором пилот-конструктор собирается лететь в Лиссабон, он назвал "Соло", потому что, как правило, путешествует на нем в одиночку.
Сколько раз крымский авиатор поднимался в небо, не знает и он сам. Только учтенных часов налета больше 600. И хотя видел с высоты самые разные страны, уверяет, что земли красивее Крыма во всем мире нет: "В Италии есть отдельные места, чем-то напоминающие Крымский полуостров, в Турции тоже, на Кипре, в США, но там — как будто запчасти, а весь Крым в тысячу раз красивее всех их вместе взятых. Теперь я это точно знаю".
Сейчас Сергей Шевчук и его команда ждут идеальной погоды. Но даже если она не наступит в ближайшие дни, авиатор уверяет: от полета ни при каких обстоятельствах не откажется — небо зовет.
Виктория Серебрянская, Фокус