Свет ученья. Львовский физико-математический лицей стал лучшим довузовским учебным заведением

Первое место в рейтинге Фокуса занял Львов­ский физико-математический лицей, в котором все знают, зачем нужно учиться, а на переменах не только шалят, но и молятся

Когда в кабинет вошел учитель биологии Михаил Муращук, по классу пронесся загадочный смех. После приветствия преподаватель огласил тему урока: "Поговорим о репродуктивной системе". Как ни странно, дети на деликатную тему отреагировали тишиной. Рисуя на доске схемы сперматозоида и яйцеклетки, Муращук объясняет их строение. Над доской за его действиями наблюдает икона девы Марии.

На первый взгляд, Львовский лицей с физико-математическим уклоном при Львовском университете им. Ивана Франко сложно назвать лучшей школой Украины. Со всех сторон он зажат новостройками, дороги в округе разбиты, а 52-летнее здание много лет стоит без ремонта. Но, как говорится, встречают по одежке, а провожают по уму. Посмотрев на статистику, можно увидеть, что ученики лицея собирают десятками дипломы с олимпиад городского и всеукраинского уровня, а в вузы поступают только на бюджет.

Предметный шовинизм
Как только прозвенел звонок, ученики разбежались, на переменках над книгами не корпят. Биолог Михаил Муращук, он же заместитель директора по учебной части, тем временем отправился в учительскую. Коллег он нашел там немного — все разбрелись по делам. В помещении стоит запах отсыревших книг, на столах царит хаос. "В школе большинство педагогов — мужчины, поэтому такой беспорядок", — оправдывается биолог. В лицее 14 классов, и в каждом из них по 30 детей. На всех приходится 40 учителей, 8 из них — заслуженные, с орденами. Когда кто-то уходит на пенсию, на освободившуюся вакансию претендует до 10 человек, иногда даже преподаватели вузов. Кстати, среди учеников конкурс не меньший. В лицей принимают только после седьмого класса и лишь по результатам вступительных экзаменов, делая исключение только для победителей олимпиад.

"Хоть лицей у нас и физико-математический, самый сильный класс — химико-биологического профиля, — рассказывает Муращук. — Между учителями серьезная конкуренция, мы называем это предметным шовинизмом — каждый считает, что его урок главный". Раньше лучших выпускников лицея зачисляли во Львовский университет по рекомендации школьного педсовета. Сейчас, правда, они идут наравне со всеми по результатам тестирования. Но все равно, к примеру, только в прошлом году из химико-биологического класса в мединститут поступили 15 учеников. Остальные выбрали другие специальности. Успехи лицеистов настолько высоки, что в районо не приветствуют их участие в районных олимпиадах. Мол, все места отбирают, а ученики других школ остаются ни с чем. Поэтому лицеистов отправляют сразу на областные олимпиады — в минувшем году в них приняли участие 109 учеников, и 25 прошли на всеукраинский уровень.

У кого волосатые руки
"Тема сегодняшнего урока — сперма! — Банзай почувствовал, как его ощупывает взгляд девушки. — Тестостерон, содержащийся в ней, отвечает за вторичные половые признаки. Растущие на теле волосы, в частности. Поэтому у мастурбирующих волосатые руки". Игорек забыв, где находится, поднес ладонь к глазам. "Но это еще не все! — Банзай перевел взгляд на девушек. — В сперме есть сперматозоиды. В их головках содержится фермент, растворяющий вещество, которым защищена яйцеклетка. Это вещество также является основой роговицы глаза. В медицинской практике зафиксированы случаи потери зрения из-за попадания спермы в глаза!" "А слепота полная?" — спросила, бледнея, одна из учениц. "Абсолютная", — ответил Банзай.

Такой диалог имел место на реальном уроке биологии во львовском лицее. Затем его описал в своей первой книге "Культ" Любко Дереш, №11 в рейтинге самых успешных писателей Украины Фокуса (читайте в №4 от 27 января 2012 года и на сайте focus.ua), — бывший ученик лицея. "Сдал меня с потрохами, подлец", — с улыбкой признается прообраз Банзая — тот самый учитель биологии Михаил Муращук. Он вспоминает, как на уроках украинского языка Дереш вместо сочинений писал рассказы о школе. Учителя были только рады и ставили ему наивысшие оценки. Сегодня некоторые из этих рассказов изданы.

Среди известных учеников педагоги лицея также называют сына экс-министра регионального развития и строительства Украины Василия Куйбиды Степана. Но уверяют: никаких льгот в обучении он не имел.

"Родители уговаривали меня перейти в столичный лицей, но я не захотел, — вспоминает ученик 11-А класса Святослав Левчук, сын известного дизайнера Оксаны Караванской. — Здесь я чувствую себя будто в университете! Учителя относятся к нам как ко взрослым". По его словам, обучение в школе построено по интерактивному принципу, поэтому здесь не скучно. И это при том, что программа в десять раз сложнее обычной. Для сравнения: в лицее девять уроков математики в неделю, в общеобразовательных школах — только четыре.

К столу
Среди 420 лицеистов — 120 человек из области и других регионов. Для них при лицее есть общежитие. Попасть в него можно из учебного корпуса, пройдя по темным коридорам под скрип рассохшегося паркета. За углом перед лестницей расположен уголок для молитв. В лицее много набожных детей. Буквально над каждой дверью — распятие, а в классах на стенах — лики святых.

На урок физкультуры многие ученики явились без формы. Впрочем, к занятиям в небольшом обветшалом спортзале допустили всех. На улице проводить урок невозможно — рядом ведется строительство, и все беговые дорожки разбиты строительной техникой. Стадион скорее напоминает болото. "Денег на ремонт никто не дает, — жалуется учительница физкультуры Оксана Стасюк. — На месте бассейна построили жилищный комплекс". По ее словам, в спорте заслуги учеников специфические: чаще всего они побеждают в турнирах по шахматам.

Подошло время обеда, и всех приглашают в столовую. На первое подали борщ со сметаной, на второе — ячневую кашу с мясом и квашеной капустой. И традиционный компот с булочкой. "Ученики шутят, что на месте демонтированного памятника Ленину перед школой нужно поставить памятник булочке!" — хвалится кухарка.

На кухне царит коммунизм — дети подходят и берут что и сколько хотят. "Где вы еще такое увидите? — спрашивает повариха Наталья. — В других школах выпишут на каждого по 80 граммов масла, и ни граммом больше!" Правда, за еду приходится доплачивать по 80 грн. ежемесячно. Кстати, обучение в лицее тоже не бесплатное, но по нынешним меркам подозрительно дешевое — всего 100 гривен. в месяц. А для отличников сумма и вовсе вдвое меньше. Все средства, как уверяет замдиректора, поступают в школьный фонд и тратятся на ремонт, премии учителям и командировки на олимпиады или конференции, на которые приглашают педагогов и учеников.

Все ходы посчитаны
Директор Львовского физико-математического лицея-интерната при ЛНУ им. Ивана Франко Марьян Добосевич объяснил Фокусу, почему его ученики показывают лучшие результаты тестирования

В день, когда Фокус определил лидера рейтинга и отправился во Львов, чтобы воочию убедиться, что львовский лицей действительно лучший из лучших, Марьян Добосевич находился в Киеве на съезде учителей математики.

"Мы следим за тенденциями и новыми методиками, которые появляются в системе образования. Стараемся держать руку на пульсе", — объясняет он.

У вас в лицее есть какая-то особая методика работы с учениками?
Если описывать нашу методику, то получится большая научная работа. У нас в лицее реализованы две установки: отличный, скрупулезно отобранный преподавательский состав и ученики, которые тянутся к знаниям. Мы считаем важным подготовку к вступительным тестам, но основная задача — это комплексное понимание предметов учениками. Еще один фактор — мы единственная школа во Львовской области, которая сохранила шестидневку. Это позволяет более эффективно распределить время занятий и нагрузку на детей.

Дети больше любят игры и шалости, а не уроки. Как вы заинтересовываете их в учебе?
Поскольку для поступления в лицей нужно сдать экзамены по профильным предметам, мы имеем дело с детьми, настроенными на успехи в учебе. Конкурс — всего два человека на место, поскольку все знают, что учиться у нас очень сложно. Были случаи, когда родители узнавали, что их ребенок поступил к нам, уже после экзаменов. В процессе обучения дети постоянно получают подтверждение тому, что знания — сила. Выпускники часто наведываются к нам, и дети видят: образованный человек — это успешный человек. Жаль, что не всегда этот успех достигается в Украине. Но где бы это ни было, наши выпускники работают головой, а не руками.

Вы преподаете алгебру. Как это сочетается с директорской работой?
Работа учителя гораздо приятнее, чем работа директора. Ведь постоянно надо где-то искать средства, делать ремонт, залатывать дыры. Но когда заходишь в класс к ученикам, забываешь обо всем. Я преподаю всего семь часов в неделю. Но рад, что нам удалось собрать превосходный преподавательский состав. У каждого учителя есть свой подход, даже почерк. В то же время у нас не принято возвышаться над учениками. Тем более обижаться на подростков, даже если они плохо себя ведут. Учитель заходит в класс, и нет ничего кроме учеников. Вы читайте параграф, а я пойду погуляю — это в принципе невозможно. И когда ученики видят, что учитель выкладывается, они тоже стараются.

50 лучших школ Украины. Рейтинг Фокуса

Cергей Одаренко, Фокус