Город огрехов. Свидетельства очевидцев, ключевые версии и уроки взрывов в Днепропетровске

Ни подозреваемых, ни мотивов, ни логики — две недели спустя после серии взрывов в Днепропетровске власти не могут убедительно объяснить произошедшее. На месте событий Фокус выяснил самые популярных версии случившегося и составил перечень уроков, которые из апрельской трагедии должен извлечь каждый

Заговор теорий
Главные неофициальные версии причин взрывов

Отвлекающий маневр

Взрывы организовала сама власть, чтобы отвлечь внимание от скандала вокруг избиения сотрудниками Качановской колонии Тимошенко — это самая популярная версия в украинских СМИ и социальных сетях. Вовсю доказывая эту теорию, оппозиция проводит прямые параллели с Россией. Там в 1999 году на фоне взрывов жилых домов, виновниками которых власть назвала чеченских террористов, рейтинг Владимира Путина существенно вырос, позволив ему впервые занять пост президента. В отличие от Днепропетровска, где жертв чудом удалось избежать, взрывы в Москве, Волгодонске и Буйнакске унесли жизни 307 человек.

Передел рынка недвижимости
Все четыре взрывных устройства были заложены вдоль проспекта Карла Маркса, эта улица для Днепропетровска то же самое, что для Киева Крещатик. Там находятся новые торговые центры "Пассаж" и "Европа", застройщиками которых выступали компании бизнесмена Геннадия Аксельрода, убитого киллером в апреле нынешнего года. Правоохранители неофициально намекают: причиной взрывов мог быть передел сфер влияния между криминальными группировками. Впрочем, возможно, за стандартной формулировкой силовики пытаются скрыть конфликт между главными группами влияния внутри команды власти. Иными словами, с помощью устрашающей акции "донецкие" намекают "днепропетровским", что пришло время поделиться собственностью — высокодоходной недвижимостью в историческом сердце Днепропетровска, иначе следующими жертвами станут не случайные прохожие, а отцы города.

Дискредитация Украины как места проведения Евро-2012
Так страшные события объясняют те, кто с нетерпением ждет начала футбольного первенства, — днепропетровские таксисты, торговцы и болельщики. Если заказчики преступления в Днепропетровске руководствовались этим мотивом, то их цели отчасти достигнуты. Для европейских туристов угроза терактов — серьезный аргумент, чтобы сдать купленные билеты. Ведь слабые познания европейцев в украинской географии вряд ли позволят им разобраться в том, что в Днепропетровске футбольные матчи проходить не будут.

Праворадикальный террор
Сторонники этой версии рассуждают так: если ультраправый норвежский террорист Андерс Брейвик взорвал и расстрелял 77 человек, то почему деятель такого рода не может появиться в Украине, где праворадикальные группировки достаточно распространены, а крайние националистические взгляды популярны, например, в среде футбольных ультрас. Не исключено, что взрывы — их следующий шаг к массовому террору.

Жестокие игры мажоров или маньяков
Версии о маньяках или мажорах — не самые популярные, однако достаточно распространенные, особенно среди людей старше пятидесяти. Татьяна Дарина торгует расписной посудой на проспекте Карла Маркса и находилась в 200 метрах от взрыва на перекрестке с улицей Серова. "Это мажоры так развлекаются", — уверенно заявляет она, и неспроста. Днепропетровск уже становился ареной действия маньяков — серийных убийц. Летом 2007 года там было совершено 21 зверское убийство. Преступники забивали жертв молотками и арматурными прутьями. В 2009 году по этому делу были осуждены трое 19-летних жителей города. Суд признал главным мотивом "болезненное самоутверждение".

Попытка подвинуть руководство силовых структур
СМИ предполагают: заложить взрывные устройства могли с целью смещения областного руководства МВД или СБУ. Кто именно, неизвестно. Возможно, это месть бывших сотрудников органов или внутрикорпоративные разборки между силовиками. В пользу пока не самой популярной версии свидетельствует то, что, судя по проволочкам следствия, организаторы знали, как нужно прятать следы и главные улики. И хотя увольнять силовиков президент пока не намерен, если громкое дело останется не раскрытым, многие чины лишатся своих должностей.

Работа над ошибками
Какие уроки стоит извлечь из происшествий в Днепропетровске власти, силовикам и простым украинцам

Перед лицом реальной террористической угрозы власть бессильна
Реакция чиновников и силовиков в первые минуты после взрывов выглядела как массированная, но бессмысленная демонстрация силы. Автоматчики на бронетранспортерах, усиленные наряды милиции на каждом углу, круглосуточное патрулирование, комендантский час — эти меры впечатляют, но больше рассчитаны на внешний эффект. Тактика "перевернутых урн", используемая после взрывов во многих городах страны, похоже, единственная эффективная мера предосторожности, которую власти смогли предложить. Поможет ли это предупредить новые происшествия, большой вопрос. Зато напуганные взрывами и суетой силовиков жители Днепропетровска теперь по десять раз за день сообщают в милицию о замеченных ими подозрительных предметах. Областные правоохранители получили 91 сообщение такого рода, и ни одно из них не подтвердилось. Проиграли стражи порядка и борьбу за информационное пространство: из-за того, что официальные ведомства в первые часы после случившегося не предоставляли журналистам никакой информации, основным источником новостей с места событий стали социальные сети, в которых распространялись панические сообщения о десяти взрывах, десятках тяжело раненых и даже погибших, а также блокировании телефонной связи в городе.

Виталий Атанасов, Фокус