Би-би-си: Путин не едет на саммит G8. Обида или Realpolitik?

Российский премьер Дмитрий Медведев в пятницу отправляется в Вашингтон на саммит "Большой восьмерки". Президент Владимир Путин туда не едет.

Related video

Россия окажется единственной страной, представленной на встрече не первым лицом.

По данным аналитиков, американцы считали, что и так сделали Путину одолжение, перенеся саммит G8 из Чикаго в Кэмп-Дэвид и разведя его по месту с саммитом НАТО, в котором российский лидер не собирался участвовать изначально.

Москва объяснила решение президента его занятостью формированием правительства.

Язык, как известно, дан дипломатам для того, чтобы скрывать свои мысли. Официальная версия выглядит малоубедительно: формирование кабинета касается Медведева не меньше, чем Путина, и времени на то, чтобы все обсудить и решить, у них было более чем достаточно.

Эксперты выдвигают разные гипотезы, но сходятся во мнении, что отказ Путина вызван не какой-то одной, а целым комплексом причин как рационального, так и эмоционального свойства.

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко полагает, что версию о формировании правительства не стоит полностью отметать.

"Во-первых, изменилась конфигурация президентского окружения, - поясняет эксперт. - Дмитрий Медведев, достойно, с точки зрения Путина, проведя передачу власти, наконец произведен из кандидатов в члены политбюро и заслужил право на собственную команду. Остальные группы влияния должны подвинуться. А кто персонально будет подвигаться? Во-вторых, в 2008 году правительство формировалось на фоне триумфальной победы "Единой России" и Медведева. Теперь надо хотя бы минимально оглядываться на общественное мнение, убирать непопулярных министров, соответственно, кем-то их заменять, что тоже требует размышлений и согласования интересов".

ПРО и митинги

Другой причиной, по мнению Минченко, является недовольство России американской позицией по противоракетной обороне. Для Кремля это очень сильный раздражающий фактор, и не только по военно-стратегическим резонам, но и потому, что неуступчивость США там воспринимают как неуважение, считает эксперт.

"Не случайно начальник Генштаба Николай Макаров недавно заявил о возможности нанесения Россией превентивного удара по объектам ПРО в Европе. Самодеятельностью такие заявления не бывают", - уверен он.

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин не согласен с этим мнением.

"Реакцией на ПРО был отказ от участия в саммите "Россия-НАТО", о котором стало известно еще несколько месяцев назад, а "восьмерка" здесь ни при чем, - заявил он Русской службе Би-би-си. – Все здравомыслящие люди, в том числе Путин, давно поняли, что никаких подвижек по этому вопросу быть не может, никакие аргументы и демарши не подействуют. России надо свыкнуться с тем, что система ПРО будет построена в том виде, в каком хотят американцы, и единственное, что Москва может сделать, это искать какие-то асимметричные ответы в военной области".

Павел Салин выдвигает собственную версию отказа Владимира Путина от поездки в Кэмп-Дэвид.

"Насколько я понимаю, в начале года между Вашингтоном и Москвой была заключена негласная сделка, подразумевавшая признание легитимности мартовских выборов, - говорит он. - Американцы считают, что выполнили свои обязательства, а Путин склонен трактовать их расширительно, как свободу от всякой критики на все время его президентства. Высказывания Хиллари Клинтон по поводу московских событий 6 мая ему не понравились, и он решил высказать свое "фи".

При этом собеседники Би-би-си не усматривают прямой связи между саммитом и, несомненно, запланированным заранее разгоном лагеря оппозиции на Чистых Прудах.

"Путину и правда не комфортно сейчас ехать на Запад, но не из-за разгона акций протеста, а из-за факта их проведения. Он привык быть национальным лидером и не хочет встречаться с коллегами в статусе человека, чей авторитет подвергается сомнению в собственной стране", - говорит Евгений Минченко.

"Полиция действовала максимально мягко. Если бы разгон сопровождался массовыми избиениями и "посадками", это, конечно, создало бы неблагоприятный фон для саммита, а так вряд ли особо сказалось бы на его атмосфере", - считает Павел Салин.

"Без вас проживу"

Вероятно, причину решения Путина надо искать не только в текущих событиях.

Многие аналитики полагают, что российский лидер, убедившись в устойчиво прохладном отношении к его персоне и, особенно, к третьему президентскому сроку со стороны западных политиков и общественного мнения, решил встать на позицию: "без вас проживу!". Не нравлюсь вам - ну, и я ни к кому в друзья не набиваюсь. Будем контактировать и договариваться там, где есть конкретный взаимный интерес, а светское общение, никому не доставляющее особой радости, сведем к минимуму!

По мнению экспертов, такова будет внешнеполитическая стилистика Путина на все время его пребывания у власти.

Павел Салин не видит здесь чего-то принципиально нового.

"Такой подход Путин демонстрировал и раньше, по крайней мере, со времен "мюнхенской речи" 2007 года", - указывает он.

"Путин изначально был стихийным западником, - считает эксперт. - Не встретив отношения, на которое надеялся, он испытывает непреходящую обиду".

Вспоминается другой знаменитый петербуржец, Петр I. Он пытался внешне европеизировать Россию, Европа не спешила приходить в восторг и продолжала называть его "царем варваров".

На склоне лет Петр разочаровался в Западе, который так любил в юности.

По словам вице-канцлера Андрея Остермана, император якобы сказал ему: "Европа нам нужна на 15-20 лет, а потом мы повернемся к ней задом", употребив вместо "зада" более крепкое слово.

Конечно, саммит "Большой восьмерки" - не светская вечеринка, а важная платформа для обмена мнениями и завязывания личных отношений. Важные решения там не принимаются, но готовятся.

Свертывание контактов на высшем уровне, несомненно, поведет к известной самоизоляции и умалению международной роли России. Но Владимира Путина, судя по всему, это не пугает.

Вместе с тем, по мнению экспертов, Путин был и остается, прежде всего, прагматиком.

"Он придерживается принципа Realpolitik, трезво оценивает, что Россия может и чего не может, и придает мало значения символическим жестам и присутствию ради присутствия, - утверждает Павел Салин. - Вот, скажем, Обама заявил, что не станет обсуждать ПРО с Медведевым. С одной стороны, для Москвы это плохо. Но, с другой стороны, что это практически меняет? Никакие переговоры, хоть с Медведевым, хоть с Путиным, на планы американцев не повлияют. Если бы был шанс договориться по ПРО, Путин, конечно, поехал бы".

Посуда останется целой

"Принципиально новой внешней политики России не будет", - утверждает Евгений Минченко.

Владимир Путин однажды назвал распад СССР "величайшей геополитической катастрофой XX века". По словам осведомленных людей, главной его мечтой является, как деликатно выражаются российские дипломаты, "реинтеграция постсоветского пространства".

"Вероятно, ведущим вектором внешней политики на третьем сроке Путина станут укрепление альянса с Белоруссией и Казахстаном и попытки привлечь в него Украину", - полагает Евгений Минченко.

Как стало известно в среду, свои первые зарубежные визиты после переизбрания Владимир Путин нанесет в Минск и Астану.

"Что касается Запада, - продолжает эксперт, - есть два направления, где налицо очевидная взаимная выгода: торговля энергоресурсами и борьба с исламским экстремизмом в Афганистане и Центральной Азии".

"Тот же транзитный пункт в Ульяновске нужен Америке и России одинаково", - говорит Павел Салин.

"Реальная угроза, исходящая от исламского фундаментализма, подталкивает к сотрудничеству, - заявил Русской службе Би-би-си политолог Дмитрий Орешкин. - Если Владимир Путин контролирует такую страну, как Россия, то Западу придется иметь с ним дело, называйся он хоть падишахом. С другой стороны, российский бюджет наполняется за счет поставок на Запад энергоносителей. России жизненно необходимы современные технологии. Сильно поссориться вряд ли получится. А уж будут ли стороны называть это "перезагрузкой" - их дело".

Аналитики указывают на еще одно немаловажное обстоятельство, придающее отношениям России и Запада здоровый консерватизм и дополнительную устойчивость.

Население СССР в данном смысле всецело являлось заложником настроений своих правителей. От уровня межгосударственных отношений зависело даже то, покажут ли в кинотеатрах американские фильмы.

Современная Россия является хотя бы относительно свободной страной, и ее граждане устанавливают собственные отношения с Западом независимо от властей и через их голову: путешествуют, учатся, приобретают недвижимость и валюту, обмениваются информацией через интернет и массой других способов.

Назад к "семерке"?

Большинство российских комментаторов как-то упустили из виду, что Владимир Путин отменил, вообще-то не визит в США, а участие в саммите G8.

"Большая восьмерка" - не собрание самых сильных держав или экономик. В ее состав не входят Китай, Индия и Бразилия, зато входит Канада. Это "клуб джентльменов", либеральных демократий, объединенных общими ценностями. Россию пригласили туда авансом, в виде поощрения, под обещание стать либеральной демократией.

Поскольку выяснилось, что она быть таковой не собирается, Владимир Путин находится там не в своей компании и не в своей тарелке. А западным лидерам неловко с ним, поскольку дома каждого начинают шпынять за якшание с "авторитарным лидером".

"Думаю, что членство России в G8 подвергнется эрозии, хотя ни Москва, ни Запад не будут рубить сплеча, - считает Павел Салин. - Де-юре или де-факто "восьмерка" вернется к формату "семерки". Лидерам Запада надо сплачиваться и в своем кругу искать ответы на серьезнейшие вызовы, с которыми они сталкиваются".

"За шумихой вокруг отсутствия Путина в Кэмп-Дэвиде забывают о том, что он не отказался от контактов с Обамой, - продолжает эксперт. - Переговоры состоятся в июне на полях саммита G20 в Мексике. Наверное, Путин решил, что одной встречи за месяц достаточно, и счел разношерстную по составу и не столь идеологизированную "двадцатку" более подходящим для себя местом".

Личный фактор

По мнению экспертов, определенную, хотя и не решающую роль в решении Владимира Путина могли сыграть отношения с двумя близкими ему людьми.

Известно, что Людмила Путина появляется на людях редко и мимолетно, а протокол G8 подразумевает присутствие первых леди.

"Не исключено,- считает Павел Салин. - Хотя, конечно, если бы у Путина было желание поехать, сказали бы, что жена заболела, или предложили иную версию, пиарщики с обеих сторон придумали бы что-нибудь".

Президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов говорит о желании президента "приподнять Медведева".

"После отказа от борьбы за президентство Медведев потерял в глазах общественного мнения, зато его аппаратный вес вырос. Почему бы Путину не дать ему такую возможность, тем более, что это не противоречит его собственным желаниям? Дмитрию Анатольевичу на таких мероприятиях психологически комфортно, а Путину это не очень интересно", - указывает Евгений Минченко.

После того, как стало известно, что на саммит G8 поедет Медведев, возникли предположения, что Путин в будущем делегирует ему часть внешнеполитических функций - по крайней мере, представительских.

Это, похоже, отвечает интересам и устремлениям и Путина, и Медведева. Что касается истории, она знает соответствующие примеры: достаточно вспомнить комиссию "Гор-Черномырдин" или "разворот над Атлантикой" Евгения Примакова.

Впрочем, на Западе к участию Медведева во внешней политике относятся неоднозначно. Французская Liberation усмотрела в его поездке на саммит утонченное издевательство: вам нравится Медведев, вы хотели видеть его президентом - ну и общайтесь с ним!

"Не едет, и ладно"

Российские СМИ широко цитировали статью в газете "Коммерсант", где было сказано, что "решение Владимира Путина не ехать повергло Белый дом в состояние шока".

Порой возникает ощущение, что россияне страдают манией величия. Многие комментарии на внешнеполитические темы выдержаны в том духе, что весь мир только и смотрит на Москву и трех дней без нее не проживет, а Россия и лично Владимир Путин ни в ком не нуждаются и могут вальяжно решать, кого одарить благосклонностью, а кого нет.

"Я не стал бы употреблять слово "шок". Скорее, недоумение", - замечает Павел Салин.

"По моим данным, решение Путина действительно стало для американцев полной неожиданностью, они были удивлены, но никакого шока нет. Не едет - ну, и ладно", - говорит Евгений Минченко.

Источник: Русская служба Би-би-си