Стены преткновения. Власти хотят ужесточить наказание за несанкционированное нанесение изображений в публичных местах

Власти хотят ужесточить наказание за несанкционированное нанесение изображений или надписей в публичных местах. Под запретом могут оказаться стрит-артисты, для которых художества на стенах — ремесло и искусство

Есть такая примета: если заборы и стены запестрили лозунгами "Все будет Донбасс", "Цушко спас Украину" или "Геи за Пилипишина", значит, началась очередная избирательная кампания. Жанр политического граффити любят маргинальные партии, которым недостает бюджетов на дорогую рекламу в прессе и на телевидении. Не брезгуют такой наглядной агитацией и те, кто занимается черным пиаром. Однако есть в Украине и те, кто видит в граффити искусство и способ самовыражения. Именно они могут пострадать, если накануне парламентских выборов ужесточатся правила, регулирующие нанесение рисунков и надписей на здания и сооружения.

Новая инициатива депутатов — поданный в мае законопроект №10375 — в случае принятия будет означать фактический запрет граффити в Украине. Размер штрафа за нелегальное рисование на стенах могут поднять в 100 раз. Доводы авторов проекта таковы: дескать, активность уличных художников вредит историческому виду зданий, а их очистка от надписей неподъемным грузом ложится на местные бюджеты. О том, что к граффити часто прибегают сами политики, особенно во время выборов, законодатели помалкивают. Стрит-артисты считают, что попытки пресечь их активность —
не более чем предвыборный популизм: ни одной проблемы это не решит, зато создаст много новых, например, приведет к росту коррупции и еще большему произволу милиции.

Улица-музей
"Люди делают граффити с древних времен. Например, граффити, которые выцарапаны на внутренних поверхностях стен Софии Киевской, нанесены сотни лет назад", — рассказывает стрит-артист Вова Воротнев. Для него, как и для многих других участников движения уличных художников, рисунки на заборах — это прежде всего независимый канал информации, доступный каждому.

Неудивительно, что этот канал используют все кому не лень, в том числе и политики, добивающиеся победы на выборах. По данным Фокуса, нет ни одной партии, которая бы не использовала граффити в своей предвыборной агитации в ходе выборов в парламент в 2007 году. Это подтверждают и уличные райтеры: политические слоганы на стенах и заборах спонсируются предвыборными штабами. "Выглядит это так, как будто кто-то по собственной инициативе написал, народный голос снизу", — говорит Воротнев. На самом деле предвыборные штабы нанимают профессионалов, поскольку процесс трудоемкий и требует определенных навыков. По данным опрошенных Фокусом политтехнологов, крупные партии могут потратить на это до 5% бюджета кампании, мелкие политпроекты — до половины. При этом в небольшом районном центре за написание лозунгов на стенах исполнитель может получать 50–200 грн. за ночь работы, в крупных городах — несколько тысяч.

Впрочем, автора законопроекта депутата Валерия Писаренко, в прошлом члена фракции Блока Юлии Тимошенко, политический аспект этого дела, похоже, не беспокоит. Он видит проблему именно в уличных художниках.

Действующие в Украине законы специально не оговаривают наказания за самовольное нанесение надписей. "Есть статья про порчу фасадов жилых зданий. За это могут наложить штраф от 17 до 51 гривен", —
объясняет юрист Всеукраинского адвокатского объединения "Альянс" Владимир Шабельник. Писаренко же предлагает прописать ответственность за нелегальные надписи отдельной статьей и увеличить штраф до 5100–8500 грн.

Вандализм понарошку
Зачастую граффити и правда отождествляют с вандализмом. Стрит-артисты с этим категорически не согласны: да, надпись на стене — это атака, посягательство на визуальный комфорт, но если одних граффити обижают, то других, наоборот, вдохновляют. "Аналогия с вандализмом притянута за уши. Уличные артисты не ломают заборов, не бьют окна и не отрывают трубку телефонного аппарата", — поясняет Воротнев. По его мнению, вред уличного искусства сознательно преувеличивают политики-популисты. Запреты только радикализируют граффити, которые в результате становятся более агрессивными.

Во многих европейских странах несанкционированная настенная живопись действительно стала подсудным делом. В Германии и Англии, например, за граффити в неположенном месте полиция имеет право задержать и оштрафовать. Если же уличный художник попадет в руки полиции еще раз, то он может провести в тюрьме несколько месяцев. В странах Южной Европы отношение к надписям на заборах и домах помягче. А вот за рисование граффити на транспорте — поездах и в метро — жестко наказывают во всех странах, поскольку устранять их сложнее и дороже.

Но даже запреты не способны полностью вытеснить граффити с городских улиц. "Как показывает опыт Западной Европы, никто не перестал рисовать", — отмечает художник из группы "Інтересні казки" Владимир WaОnе. Ему вторит Воротнев, по мнению которого, представить современный город без граффити невозможно, а бороться с ними — все равно что с ветряными мельницами.

К тому же в Европе все-таки есть пространства, где граффити можно создавать вполне легально. Как правило, это заброшенные стройки, набережные, дорожные развязки и мосты. В Украине деления на легальные и нелегальные зоны нет. Зато есть территории, где отношение властей и милиции к граффити более лояльное. Один из примеров — Днепровская набережная в Киеве. Местные райтеры утверждают: она одна из самых длинных в Европе галерей граффити под открытым небом.

Круговая оборона
И все же столичная набережная — исключение из правила. Яркий пример — стрит-арт группа "Інтересні казки". Двое ее участников являются одними из немногих в стране профессиональных стрит-артистов, их приглашают на арт-фестивали Европы, США и Латинской Америки, отдавая "под роспись" стены цехов, офисов и жилых зданий. Но из-за многочисленных ограничений они перестали работать в Киеве. "Делать это легально почти невозможно. За рубежом нам стены предоставляют уже со всеми разрешениями, иногда при поддержке городских властей", — рассказал WaOne. По его словам, теоретически разрешение можно получить и в Киеве, но для этого придется получить согласие владельца,

"Киевблагоустройства" и "Киевархитектуры". На практике, утверждает он, процесс может длиться годами.

Планы объявить войну граффити настораживают и по другой причине. Власти десятилетиями ничего не предпринимали для того, чтобы защитить от разрушения памятники архитектуры, остановить незаконные стройки или устранить застекленные балконы, уродующие исторические фасады. К примеру, за нелегальную перестройку памятника культурного наследия могут оштрафовать максимум на 1700 грн. Штраф за надписи планируют сделать выше.

"Подобный подход нарушает принципы соразмерности и справедливости", — считает Шабельник. Родителей ребенка, который на стене лифта маркером написал свое имя, заставят заплатить штраф от 5100 до 8500 грн. А тот, кто реально физически испортит жилое здание либо поломает лифт, заплатит не более 51 грн.

Ценовая линия
Уличные картины обходятся исполнителям недешево, а ценятся зачастую не слишком высоко

  • Один баллон со спреем — от 10 до 40 гривен
  • Небольшое граффити — 5 баллонов = 50–200 гривен
  • Среднее граффити — 20 баллонов = 200–800 гривен
  • Большое граффити — 50 баллонов краски = 500–2000 гривен
  • Изготовление коммерческого граффити на заказ — $50–100 за м2


Виталий Атанасов,
Фокус