Бес паники. Украинцы больны беспричинным страхом

Украинские доктора все чаще ставят пациентам диагноз "паническая атака". По их мнению, в основе психических расстройств соотечественников — социально-экономическая нестабильность

Опытный архитектор Геннадий впервые в жизни провалил сдачу проекта. Точнее, проект попросили немного доработать, поскольку автор не учел последних изменений в документации. Удар по профессиональному самолюбию оказался таким сильным, что архитектор на полтора года выпал из жизни. С утра, когда надо было идти на работу, у Геннадия колотилось сердце, зашкаливало давление, его охватывали гнетущее чувство тревоги и необъяснимый страх. Он не вставал с постели. Ужасное состояние полностью покидало мужчину в 5–6 часов вечера — с окончанием рабочего дня. Его мучило не воспаление хитрости, а панические атаки (ПА).

Паническое расстройство — одно из самых загадочных заболеваний нервной системы. И одно из наиболее распространенных среди украинцев, согласно данным практикующих психиатров и неврологов. "Еще не так давно случаи панического расстройства в структуре приема невролога были единичными, а сегодня их 7–8 на 10 пациентов", — поражается заведующий неврологическим отделением медицин-ской сети "Добробут" Дмитрий Маньковский, который заметил новую тенденцию полтора года назад. И это цифры лишь по относительно благополучным пациентам, которые дошли до кабинета невролога или психотерапевта частной клиники. Другие же, если не пересиживают дома, обращаются к кардиологам, гастроэнтерологам, терапевтам, подозревая болезни в различных системах организма. Ведь ПА проявляются и в виде головных болей, болей в животе и сердце, аритмии, скачков давления, удушья.

По сути, паническая атака — это тяжелый приступ тревоги, сопровождающийся соматическими (то есть телесными) симптомами. Советские врачи зачастую диагностировали паническое расстройство как вегетососудистую дистонию — бессимптомное и не поддающееся лечению заболевание — и искали причину болезни во внутренних, соматических факторах. Украинские медики нового поколения ставят на первый план психические проблемы, порожденные внешними причинами, главная из которых, по мнению эскулапов, — социально-экономическая нестабильность.

Остановите самолет, я слезу!
По наблюдениям Маньковского, жертвами панических атак часто становятся политики, владельцы крупного бизнеса, топ-менеджеры, а также преподаватели и представители шоу-бизнеса. "Паническому расстройству способствуют хронические стрессы, сопутствующие принятию масштабных решений, работе учителя, творческому труду, — объясняет Дмитрий. — Вдобавок страх все потерять больше переживают те, кто больше имеет".

Тем не менее и простой люд не застрахован от страха. Пациент крупнейшей столичной психиатрической больницы имени Павлова Руслан работал приемщиком вторсырья, когда его накрыла первая паническая атака. "Мне кажется, все это со мной произошло из-за того, что я играл на автоматах и много курил, уходило до трех пачек в день", — пытается разобраться в своей беде киевлянин. Приступ у Руслана, которому тогда не было 30, случился в вагоне метро. В общественном транспорте и у других пациентов приступы происходят чаще. Одним из симптомов панических атак является именно боязнь мест или ситуаций, из которых трудно или неудобно выбираться и в которых не будет оказана помощь. "Все вокруг плыло, — вспоминает Руслан. — Не понимал, что со мной происходит, и сильно испугался. Пассажиры на станции предложили вызвать "скорую". Однако парень нашел в себе силы подняться на эскалаторе и добраться до места работы, поймав машину.

Вскоре такси стало единственным видом транспорта, которым мог пользоваться Руслан. Другие вызывали панику. В помощники в борьбе со страхом он взял алкоголь: "Поначалу успокаивал себя всякими "шейками". Затем крепленое вино, коньяк, а потом водка. В итоге выпивал по две с половиной бутылки в день". Даже в состоянии алкогольного забытья Руслана преследовали страхи. "Распланировал дни так, чтобы нигде не оставаться одному, — рассказывает он. — Звонил жене и просил, чтобы она меня забирала с работы". Развод усугубил состояние бедолаги. "Несколько раз порывался покончить жизнь самоубийством", — откровенничает мужчина. Только через пять лет мучений он переступил через себя и обратился к врачам. "Впервые за эти годы заметил, что цветут деревья", — грустно улыбается Руслан, глядя в окно своей палаты.

Панические атаки — отражение страха перед будущим, считают специалисты. "На сломе эпох, во время перестройки и парада независимостей одни видели новые возможности, другие верили, что все вернется на круги своя, — отмечает социальный психолог Виктория Корнюш. — К тому же люди были подпитаны советским прошлым. Оно было скучным, зато стабильным и прогнозируемым". Новое поколение участвует в гонке на выживание. Страх увольнения, потери бизнеса, последующих проблем в семье, перегрузки на работе, бессонные ночи готовят почву для панических атак.

Вопреки статистике
По данным Государственного комитета статистики и Центра медицинской статистики Минздрава, число больных с психическими расстройствами составляет примерно 5% населения. Дмитрий Маньковский не верит официальным цифрам: "На мой взгляд, данные недостоверны. Многие все еще боятся идти на прием к психиатрам". Столь низкие показатели психической заболеваемости, по его мнению, также могут быть связаны с соматическими проявлениями ПА: люди обращаются к врачам других специальностей, и им ставят неточный диагноз. "Можно проследить истинную картину по приему препаратов. Украина по статистике продаж антидепрессантов в середине первой десятки, она уступает лишь США и некоторым европейским странам", — говорит невролог, которого с этими цифрами "по секрету" познакомил представитель фармацевтической компании, производящей психотропные лекарства.

С Маньковским соглашается заведующая отделением кризисных состояний Киевской психоневрологической больницы №1 Светлана Нетрусова: "Паническое расстройство куда больше распространено, чем его диагностируют. Впрочем, полагаю, панические атаки не столько участились, сколько их стали лучше выявлять". Действительно, украинцы уже не избегают психиатров и психологов, как это было раньше. А к психоаналитикам, гештальт-терапевтам, адептам новомодных психологических школ, не представленных в СССР, нынче ходить даже модно. Однако специалисты предупреждают: должный отпор паническим атакам могут дать лишь традиционные психотерапевты и психиатры.

Группы риска
Панические атаки случаются примерно у 10% населения, причем у 1–3% людей они проявляются ярко

  • Наиболее часто ПА встречаются в возрасте от 25 до 64 лет, с некоторым преобладанием в группе 25–44 года. Атаки, возникающие у пожилых людей, обычно имеют меньше симптомов, но эмоциональные компоненты, как правило, выражены ярче
  • Многочисленные исследования, свидетельствуют о трех-четырехкратном преобладании количества женщин над числом мужчин среди подверженных ПА. Доминирование женщин при панических расстройствах объясняют как гормональными причинами, так и той ролью, которую представительницы слабого пола выполняют в современном обществе
  • В то же время меньшая представленность мужчин может быть связана с трансформацией тревожных расстройств в алкоголизм

Тревога!
Признаки панической атаки
ПА характеризуется приступом страха, паники или тревоги и/или ощущением внутреннего напряжения в сочетании с четырьмя или более из списка ассоциированных с паникой симптомов:

  • сердцебиение, учащенный пульс
  • потливость
  • озноб, тремор, ощущение внутреннейдрожи
  • ощущение нехватки воздуха, одышка
  • удушье или затрудненное дыхание
  • боль или дискомфорт в левой половине
  • грудной клетки
  • тошнота или дискомфорт в брюшной области
  • ощущение головокружения, неустойчи
  • вость, легкость в голове или предобморочноесостояние
  • ощущение нереальности происходящего,
  • деперсонализации (отстранения от собственного "Я")
  • страх сойти с ума или совершить неконтро
  • лируемый поступок
  • страх смерти
  • ощущение онемения или покалывания в конечностях
  • бессонница
  • спутанность мыслей Сергей Волохов, Фокус