Нельзя, но можно. В Украине могут отказаться от уголовного преследования за хранение наркотиков

Государство планирует декриминализовать хранение наркотиков, чтобы в тюрьмы попадали наркоторговцы, а не их клиенты

Related video

25-летнего айтишника Алексея продержали в одном из киевских отделений милиции трое суток лишь за то, что нашли в кармане около одного грамма конопли. Пока он сидел в камере, изолированный от внешнего мира, некие доброжелатели вышли на его родителей и предложили заплатить им выкуп за сына $5000. Когда родители назначенную сумму платить отказались, цену снизили до $3000. Но и это не сработало.

"Эти люди пытались давить на психику родителей тем, что меня якобы могут посадить на много лет. Хотя по закону мне грозил максимум штраф", — описывает события Алексей. И правда, через 72 часа он оказался на свободе, милиционеры составили протокол об административном нарушении, по которому обязали уплатить 302 грн. штрафа. Алексею повезло: если бы при нем было более 5 г марихуаны, а денег на выкуп не нашлось, ему грозило бы тюремное заключение до трех лет.

Украинские законы, направленные на борьбу с распространением наркотиков, настолько же суровы, насколько неэффективны. Они созданы как будто специально для того, чтобы коррумпированные правоохранители могли заниматься шантажом и вымогательством. Для тех же, кто не в состоянии уплатить за свою свободу, зачастую не остается альтернативы тюремному заключению. Государственная служба по контролю над наркотиками признает, что применяемые в Украине методы создают почву для нарушений прав граждан. Изменить ситуацию призван разработанный Госслужбой документ — Национальная стратегия в отношении наркотиков. Если президент Виктор Янукович его утвердит, Украину ожидает либерализация антинаркотического законодательства. Проще говоря, сажать за хранение наркотиков для собственного употребления больше не будут.

Низкие пороги
По статистике Верховного суда, в 2011 году за преступления, связанные с наркотиками, было осуждено почти 26 000 человек. "64% из них — за превышение разрешенного к хранению для собственного употребления количества наркотических веществ", — говорит эксперт по наркополитике, представитель Международного альянса по ВИЧ/СПИДу в Украине Павел Скала. Иными словами, все эти люди были осуждены по 1-й части статьи 309 Уголовного кодекса. Максимальное наказание по ней — до трех лет лишения свободы.

"Каждый десятый осужденный в Украине получил приговор именно по этому пункту Уголовного кодекса, который, заметьте, содержит 350 статей, предусматривающих наказание, — подчеркивает Павел Скала. — Очевидно, что удельный вес осужденных только по одной из четырех частей статьи непропорционально велик". По словам эксперта, число приговоров может вырасти из-за того, что Минздрав снизил разрешенные к хранению объемы распространенных наркотических веществ: опия и опия ацетилированного. Примерно две трети состоящих на учете наркоманов зависят именно от опиоидов. За хранение лишь 0,005 грамма этих веществ предусмотрена уголовная ответственность. Эта норма ниже, чем в России, в 100 раз и в 200–300 раз — чем в большинстве стран Евросоюза.

Такой подход властей — проблема не только для наркоманов, но и для организаций, занимающихся борьбой с ВИЧ-инфекцией. Их волонтеры занимаются сбором использованных шприцев в общественных местах. "К концу смены у такого волонтера в собранных шприцах может быть количество опия, достаточное для того, чтобы упечь его за решетку, — говорит Тарас Ратушный, активист, выступающий за декриминализацию наркотиков. — В прошлом году в Одессе был случай, когда милиция преследовала волонтерские организации именно по этому поводу".

В результате в 2011-м было собрано на миллион использованных шприцев меньше, чем годом ранее. "Эти грязные шприцы, которые бросили после укола, остаются на детских площадках, в парках, подъездах, — возмущается Скала. — Из-за них резко увеличивается риск распространения ВИЧ-инфекции и гепатита С". По данным Украинского центра профилактики и борьбы со СПИДом, в 2011 году резко выросло число так называемых "аварийных ситуаций" — случайных уколов людей выброшенными использованными шприцами.

Еще одна проблема заключается в статье 263 Административного кодекса. Она позволяет задерживать лиц, подозреваемых в хранении небольшого количества наркотиков, на трое суток. "А ведь Конституцией Украины предусмотрено, что без решения суда гражданина могут задержать на срок не более трех часов", — отмечает Ратушный. По его словам, статья 263 создает предпосылки для коррупции в правоохранительных органах. "Какой смысл держать 72 часа за решеткой человека, чей проступок заключался лишь в хранении без цели сбыта меньше 5 граммов конопли? — говорит активист. — Неужели нельзя ограничиться протоколом, как при любом другом административном правонарушении? Логика тут проста: за трое суток можно так обработать родственников, что они будут готовы заплатить крупный выкуп".

Голос разума
Впрочем, государство вскоре может отказаться от репрессивных методов в пользу более эффективных и гуманных. Глава Госслужбы по контролю над наркотиками Владимир Тимошенко рассказал Фокусу о новой концепции борьбы с распространением наркомании. Нужно перейти от карательных методов к профилактике и лечению — это основная идея Национальной стратегии Украины в отношении наркотиков до 2020 г. "Мы не предлагаем отказываться от репрессивных методов, — рассказывает Тимошенко. — Однако нельзя с кувалдой подходить к телевизору, правоохранительная система должна бить по наркобизнесу, а не по его жертвам". В пояснение чиновник приводит пример: если человека задерживают за таблетку экстази в кармане, его могут посадить за хранение наркотиков. Зато наркодилеры зачастую остаются безнаказанными: во-первых, всю грязную работу за них, как правило, делают распространители, во-вторых, наркобизнесмен располагает ресурсом, благодаря которому может "договориться" с правоохранителями.

Вскоре проект подадут на рассмотрение президенту. Если Янукович документ подпишет, изменения в законы и нормативные акты могут быть разработаны до конца нынешнего года. Для декриминализации есть несколько путей. Самый простой из них не требует даже голосования в парламенте. "Достаточно внести изменения в приказ Министерства здравоохранения №188, которым утверждены таблицы небольших, крупных и особо крупных размеров наркотических средств", — говорит Скала. Именно в этом нормативном акте указаны минимальные количества наркотиков, за хранение которых наступает уголовное наказание. Таким путем в свое время пошли, например, российские власти. "10 лет назад в России проанализировали, кто в основном находится за решеткой за наркотики, и провели реформу законодательства — подняли порог уголовной ответственности за хранение конопли с 5 до 10 граммов, — рассказывает Ратушный. — Автоматически из мест лишения свободы вышли 10 000 человек, находившихся там за меньшие количества". Правда, с тех пор российское законодательство снова ужесточили, и тюрьмы опять начали наполняться потребителями наркотиков, а не настоящими преступниками — дельцами.

Лицом к людям
Между тем от репрессивных методов борьбы с наркотиками постепенно отказываются и те европейские страны, где антинаркотическое законодательство было наиболее жестким. В мае издание The New York Times опубликовало статью бывшего президента Польши Александра Квасьневского, в которой тот признал свои прошлые ошибки по этой части. В 2000 году Квасьневский подписал один из самых консервативных в Европе законов о хранении наркотиков. Любое количество запрещенных веществ, найденных у человека, означало, что он получит срок до трех лет лишения свободы. "Мы надеялись, что это поможет освободить Польшу, особенно ее молодежь, от наркотиков", — пишет Квасьневский. Но, отмечает политик, он жестоко ошибся в своих предположениях: наркоторговцы избегали наказания, а уровень наркомании не снизился. Зато резко увеличилось число арестов, особенно среди молодых людей в возрасте до 24 лет.

Подавляющее большинство из них не были наркодилерами, зато тюрьма лишила их перспективы получить востребованные профессии. Кроме того, закон оказался очень дорогим для налогоплательщиков — он обходился в 20 млн евро в год. Деньги уходили на ветер. "Такая политика не должна повториться нигде в мире", — подчеркивает Квасьневский и призывает политических и общественных деятелей, особенно в Украине и России, учесть негативный польский опыт и отказаться от криминализации хранения наркотиков.

Прислушаются ли к призыву Квасьневского украинские политики? Эксперты по наркополитике считают, что положительные сигналы из госорганов таки поступают: в мае из списка запрещенных веществ были исключены голубой лотос, гавайская роза и некоторые виды кактусов, за выращивание которых милиция пыталась привлекать к уголовной ответственности даже ботаников. "Отрадно, что в Украине руководство профильного органа понимает: продолжение криминализации потребления ни к чему хорошему не ведет, – говорит Скала. — Вопрос в том, удастся ли осуществить прогрессивные изменения в год проведения парламентских выборов". Если это все-таки произойдет, 16 000 украинцев ежегодно смогут избежать уголовного преследования из-за своей вредной привычки. А силовые структуры перенаправят усилия на борьбу с наркобизнесом, из-за которого и ломаются многие судьбы.

Доступные вещи

Как работает декриминализация в Европе

Португалия
Разрешено хранение наркотиков в количестве, необходимом для личного употребления на протяжении 10 календарных дней

Великобритания
В Уголовном кодексе хранение наркотиков без цели сбыта упоминается, но наказание за это не предусмотрено. Если же употребление связано с другими правонарушениями, оно является отягчающим обстоятельством

Нидерланды
Декриминализированы хранение до 15 г марихуаны и продажа до 5 г. В этой юридической нише работают кофе-шопы

Виталий Атанасов, Фокус